Самочёрнов Сергей
24 February 2023 in 13:17  
Роберт Крамб

Я обещал ,что буду писать про художников, которые для меня являются своеобразными иконами. И в плане стиля рисования и как личности сами по себе. Если рисуешь сам, то полезно иметь таких "учителей", тех, кем восхищаешься, на кого ориентируешься, кому даже немного подражаешь, пока ещё не выработал свой индивидуальный стиль.

Роберт Крамб один из них, а с учетом того, что он известен больше, как комиксист ,чем как художник, делает его особенно интересным человеком.

Не буду в подробностях пересказывать его биографию. Я там ниже размещу очень крутой документальный фильм про него, где его биография разложена по полочкам и косточкам. Кстати, очень советую вам посмотреть этот фильм. Его продюсировал сам Дэвид Линч, и даже если вы не поклонники комиксов, если вам глубоко наплевать на этого Роберта Крамба, я советую посмотреть этот фильм, потому, что он очень качественно снят. Это кино о творческой личности, о художнике. А это всегда интересно.

В Крамбе меня восхищают несколько фактов.

  1. Мне тупо нравится его стиль рисования. У меня так пока не получается, я немного пытаюсь ему подражать, но не дотягиваю. Боюсь, что и не дотяну, а просто у меня выработается свой стиль комиксов и я перестану подражать.
  2. Крамб рисовал не ради бабла. Это чистое творчество. Если вы посмотрите документалку про него, то убедитесь в этом. Чувак реально прославился, ему предлагали огромные деньги, предлагали экранизировать его комиксы, но он посылал всех подальше, хотя про кота Фрица был снят мультфильм, но Крамб настолько сильно был недоволен этим мультфильмом, что после его премьеры, в первом же выпуске комиксов, убил кота Фрица, причем намеренно нелепым, трешовым способом.
  3. Мне нравится его сатира. Те темы, которые он затрагивает. Как и у многих комиксистов, у него много личного в его работах. Он высмеивает американское общество, общество потребления, все виды условностей и стереотипов. Он воспевает женщин и одновременно высмеивает их. Опять же, в документалке, вы увидите кучу женщин, которые любят Крамба, говорят, что он воспел в своих работах их, женщин и одновременно, обвиняют его в сексизме, в том, что он жуткий женоненавистник. И это действительно правда и причиной тому была его биография, та его личная история, которая определила его мироощущение. Он действительно боготворит и ненавидит женщин одновременно. И это жутко интересно.

Особенностью биографии Крамба было то, что он творил и по сути стал знаменитостью в 60 годы в США. Это была эпоха расцвета хиппи, война во Вьетнаме, серьезные экономические проблемы в США. Я уже писал про комиксы тех лет на АТ. Тогда в США случился крайне интересный факт. Американское правительство решило взяться за цензуру комиксов. Сложная история, которую я не буду пересказывать заново, потому, что мне просто лень. Но хочется отметить, что в США был принят свод правил, по которым комиксы должны были рисоваться и издаваться. Это была самая махровая цензура, причем, похлеще того, что сейчас происходит у нас, в России. Представляете, в США, в 60, было хуже, чем у нас сейчас. И это страна, которая провозгласила свободу своим главным принципом. Страна, которая верещит на весь мир о свободе и демократии.

У нас тут про геев нельзя писать. А что бы вы сказали, если бы запретили писать про вампиров? Про зомби? Про сексуальных женщин? Как вам такое? А именно это было сделано тогда в США и продолжалось вплоть до самого 21 века. Омерзительная цензура, превратившая индустрию комиксов в дешевое дерьмо, а все запрещенные темы были загнаны в андеграунд.

Роберт Крамб тогда как раз был ярким представителем направления подпольных, андеграундных комиксов. Помимо него там была еще плеяда очень ярких художников. Из известных вам, могу назвать Арт Шпигельман, тот самый чувак, который нарисовал комикс "Маус" и получил за это Пулитцеровскую премию.

В подпольных комиксах было все, что запрещалось Секс, наркотики, отрицательные персонажи в качестве главных героев. Все запретные и острые темы США. Расовая проблема, проблемы женщин, феминистическое движение, гомосексуализм, капитализм и империализм, социальное неравенство, религиозный фундаментализм и все виды предрассудков. Высмеивалось общество потребления, американское телевидение, ханжество и фальшь. Все это прекрасно продавалось и подпольные комиксисты чувствовали себя весьма неплохо.

Но вернемся к Крамбу. Знакомьтесь, это Роберт Крамб и его жена Алина Комински (Крамб). Оба художники, оба рисуют комиксы.

Познакомились, когда работали в одной студии комиксов, долгое время просто встречались, затем, поженились. В 90 Алина перетащила Роберта из США на юг Франции. Это была её инициатива, а он не сильно был против. К сожалению, не смог найти в интернете комиксы самой Алины, а вот работы Роберта у меня есть, они очень известны. Есть целая серия совместных комиксов, которая называется "Dirty Laundry" (Грязное бельё). Комиксы были нарисованы как раз таки на юге Франции и главными героями в них выступают сами Роберт и Алина. По сути, они вываливают на нас своё "грязное белье", свою личную жизнь. Боже, они так жестоко выстебывают самих себя, что шокирован даже я. Уж насколько я люблю смеяться над самим собой, но я не уверен, что мне хватило бы смелости нарисовать такой комикс про себя.

Просто, в качестве примера, приведу небольшой эпизод из "Грязного белья":



И так далее, и тому подобное. Как можно увидеть, рисовка здесь не особо крутая, довольно примитивная.

Чтобы вы понимали, что Крамб умет рисовать, и что он реально крутой художник, приведу примеры из другой его публикации Art and Beauty:










Уже даже по этой серии работ, можно понять склонность Крамба рисовать женщин (мужчин у него мало и в основном они изображены безобразными уродами). Причем, он рисует определенный тип женщин. Крупные, с сильными ногами, большой попой и роскошной грудью. Часто рисует совсем толстух, причем он именно воспевает их, он подписывает под изображением этих женщин: "Это красиво, хватит пытаться это скрывать".

В документальном фильме об этом очень много, причем, как со слов самого Крамба, так и самих его женщин, которые не стесняются давать интервью.

Мне кажется, что для одного блога я написал многовато. Появилось желание остановиться и написать позже отдельные блоги, в которых хотелось бы разобрать отдельные рисунки Крамба или сцены из его комиксов. Лично для меня, это большой художник, я периодически возвращщаюсь к его работам, разглядываю их, изучаю, как он их сделал, особенно комиксы. Как он строит раскадровку, как рассказывает историю и на чем построен его юмор и сатира.

Ну, и в конце, обещанный документальный фильм. С фильмом, кстати, довольно смешно получилось. Очень ржачный факт. Я изначально скачал его у пиратов и там фильм переведен полностью. А позже, я обнаружил, что он есть в свободном доступе на ютубе, и там пересматривал его. В фильме есть две сцены, где издатели (женщины) рассказывают об отдельных эпизодах комиксов Крамба. Они рассказывают в ключе того, какой он женоненавистник и какие ужасные и пугающие вещи он рисовал. Там женщины прям подробно описывают, что именно изображено в комиксе и смысл этих сцен. И это на ютубе не переведено на русский язык. Две сцены не перевели, идет просто английская озвучка. В комментариях к фильму даже объясняют, почему так случилось:


"А в чем прикол не переводить сцену инцеста и другие грязные сцены? Переводчики просто вырвали контекст своим молчанием.

Причина, по-моему, вот в чем: русский перевод (озвучивание) делался для ТВ (канал 24 ДОК). В нем эти сцены были вырезаны. Затем на оригинальное английское DVD-издание фильма (без купюр) наложили русскую озвучку - получился вот такой вот компромиссный вариант."


Вот в таком вот смешном мире мы живем. Доходящая до абсурда цензура.



Comments8

We Use Cookies