Владимир Титов
30 August 2023 in 12:06  
Потухшая звезда

Кто сей юноша бледный со взором горящим? Читатели за сорок определят его как Колю Герасимова из «Гостьи из будущего» — правда, немного повзрослевшего.

И будут правы. На фото — Алексей Фомкин, юный киноактёр, прославившийся ролью обычного советского школьника, который слетал в будущее и спас человечество.

Сегодня исполняется 54 года со дня его рождения.

Жизнь Фомкина можно разделить на три отрезка.

Отрезок первый — от рождения и до тринадцати лет. Алёша — нормальный советский ребёнок, ничем не выдающийся ни в хорошем, ни в плохом смысле. С первого класса занимается в детских театральных студиях, куда его привела мама, Татьяна Никифоровна. В 1982 году он удостоился чести выступать перед первыми лицами СССР, включая самого Брежнева, позже занял второе место на городском конкурсе чтецов. На том конкурсе, как гласит святое писание, его заметил режиссёр, подбиравший актёров для фильма «Чучело». С Алёшей сделали кинопробы, по итогам которых сниматься взяли другого мальчика. Однако он попал в «обойму», и спустя несколько месяцев снимался в «Ералаше».

Пока ничто не предвещает славу: тысячи советских детей занимались в театральных кружках и даже где-то выступали, а «Ералаш» прошли сотни мальчишек и девчонок, большинство из которых артистическая карьера миновала. Но малолетнего комика заметил режиссёр Павел Арсенов и предложил одну из главных ролей в мини-сериале «Гостья из будущего».

Над этим фильмом проливается Ниагара светлых ностальгических слёз, хотя, положа руку на сердце, он слабоват даже для своего времени. Помню, как в пионерском возрасте смотрел серию за серией и ждал: когда же закончится этот затянувшийся «Ералаш» и начнутся настоящие фантастические приключения? Ведь то же «Заклятье долины змей», сделанное ненамного позже, смотрится как крутой западный блокбастер. И дело не в спецэффектах. Вернее, не в одних спецэффектах. Дело в уважении производителя к потребителю. Хочет ли производитель предложить качественный товар, или руководствуется старым добрым советским «жрите, что дают». Создатели «Гостьи», мягко говоря, не перетрудились.

Популярность откровенно халтурной «Гостьи» объясняется тем, что советская киноиндустрия не баловала молодёжь качественными фантастическими лентами (снимались в изобилии фильмы-сказки, порой неплохие, но это же «для мелких», а не для солидных людей, уже изучающих физику, химию и биологию!). Кино про Алису и миелофон зрелищным не назовёшь, но тут зритель ловится на психологический крючок: необыкновенные приключения обыкновенных ребят в обыденной действительности. Не в прошлом (а короткий и скучный трип Коли в будущее можно не принимать в расчёт), не в параллельном мире, не на другой планете, а на обычных московских улицах, в обычной школе, обычной больнице, обычных квартирах, подъездах и дворах.

Правда, дотошные критики отмечают, что простые советские школьники в «Гостье» — всё-таки не совсем простые. Носят импортный шмот, живут с мамами и бабушками (папы отчего-то не попали в кадр...) в роскошных квартирах, где антиквариат соседствует с новейшей бытовой техникой. Что ж, «лакировка действительности» — неотъемлемое свойство советского кино, особенно там, где надо было изобразить реальность «развитого социализма». Вспомним хотя бы слащавый «Розыгрыш», в котором дебютировал юный Дмитрий Харатьян. Возможно, создатели «Гостьи из будущего» умышленно перелакировали лакировку, показали номенклатуре этакую интеллигентскую фигу в кармане. Мол, надо изобразить сытую жизнь простых советских людей под мудрым руководством Ильича? Есть, тарщмаёр, будьсделано! Получите-распишитесь.

Но подобные баги (они же фичи) не помешали «Гостье из будущего» стать в СССР мегапопулярной, а её героям — покорить сердца миллионов малолетних фанатов. Львиная доля славы досталась Алисе (говорят, в неё влюблялись даже девочки). Но Коля Герасимов в исполнении Алёши Фомкина идеально попал в образ обычного советского школьника. Не вундеркинд, не чемпион, не смазливый кумир девчонок с гитарой и бунтарской кудлатостью, не пионер-герой, даже не крутой плохиш — мажорик или хулиган. Внешность тоже самая ординарная. Но в этой обыкновенности и заключалась сила образа: в Коле Герасимове миллионы советских мальчишек видели себя, и надеялись, что в их жизни тоже найдётся место удивительному приключению.

После «Гостьи из будущего» юный Фомкин снялся ещё в нескольких выпусках «Ералаша» и в паре полнометражек (ныне полузабытых). Казалось, впереди блестящая актёрская карьера... но после съёмок фильма «На своей земле», где он сыграл одну из главных ролей, новые предложения от режиссёров перестали поступать. Отчаявшись дождаться приглашения, Фомкин решил идти в армию. Без образования (пропадая неделями на съёмках, он не смог нормально закончить школу и вместо аттестата получил справку, что «прослушал» школьный курс) и считавшийся «тунеядцем», так как нигде не числился на момент призыва, он был определён в стройбат. По закону подлости, после мобилизации ему поступило несколько приглашений на новые роли, но, разумеется, он уже не мог ими воспользоваться.

Так завершилась яркая карьера Фомкина и начался третий отрезок жизни — блёклый и неприкаянный. После армии он пытался устроиться во МХАТ, откуда был уволен за систематические прогулы, потом недолго проработал маляром на стройке и осветителем на студии Горького. Дальше будут проблемы с алкоголем и наркотиками, переезд в деревню Безводное на Владимирщине, знакомство с будущей женой, свадьба, несколько пустых лет, отмеченных только обильными семейными возлияниями, и гибель в пожаре после очередного застолья.

Тосковал ли он по славе, которая задела его крылом в отрочестве, по софитам, камерам, командам режиссёра, дублям и узнаванию себя на экране? Скорее всего. Наверное, именно память о звёздных годах, которые не вернутся, толкнула его в объятия бутылки. Могла ли карьера, а с ней и жизнь Алексея Фомкина сложиться по-иному? Возможно, имей он «мохнатую лапу» в художественной номенклатуре, не случилось бы рокового перерыва в съёмках, ставшего вечным. Возможно, при наличии определённой доли упёртости он и сам сумел бы вырваться из болота забвения. Но знатных родичей у Фомкина не было, что же касается силы воли, то близкие вспоминают его как доброго, весёлого и безалаберного, но отнюдь не волевого человека. Случайно вознесённый на вершину, он так же случайно и без малейшего сопротивления с неё скатился.

Comments4

We Use Cookies