Olenev Vlad
12 November 2023 in 07:43
Последний брак "развратной Мессалины"



Последний брак "развратной Мессалины"
((Версия, предложенная А.В. Коптевым, кажется достаточно интересной.
Копирую ее целиком.))
А. В. Коптев
Брак Гая Силия и Валерии Мессалины в изложении Корнелия Тацита.
https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1261575781
....................
"Счи­та­ет­ся, что рим­ское обще­ство на рубе­же эр вооб­ще погряз­ло в раз­вра­те и поро­ках, одним из резуль­та­тов чего яко­бы и стал пере­ход к импе­ра­тор­ско­му прав­ле­нию, обес­пе­чив­ше­му неко­то­рый порядок. Семей­ная поли­ти­ка и брач­ное зако­но­да­тель­ство импе­ра­то­ра Авгу­ста, как буд­то стре­мив­ше­го­ся испра­вить такое поло­же­ние, похо­же под­твер­жда­ют такую оцен­ку рим­ско­го обще­ства. Одна­ко оче­вид­ное не все­гда быва­ет вер­ным, а здра­вый смысл не явля­ет­ся кри­те­ри­ем науч­но­го позна­ния.

Вале­рия Мес­са­ли­на про­слав­ле­на в исто­рии как одна из самых раз­врат­ных жен­щин древ­не­го Рима. Све­то­ний (Бож. Клавд. 26, 2) писал: «…узнав, что в заклю­че­ние всех сво­их бес­путств и непри­стой­но­стей она (Вале­рия Мес­са­ли­на) даже всту­пи­ла в брак с Гаем Сили­ем и при свиде­те­лях под­пи­са­ла дого­вор, он (Клав­дий) каз­нил ее смер­тью…» Но обра­тим­ся к обсто­я­тель­ствам это­го кажу­ще­го­ся столь необыч­ным бра­ка. Кор­не­лий Тацит оста­вил доволь­но пол­ное опи­са­ние про­ис­хо­див­ше­го в то вре­мя в импе­ра­тор­ской семье. Он рас­ска­зы­ва­ет, что, вос­пы­лав любо­вью к Гаю Силию, Мес­са­ли­на «не украд­кой, а в сопро­вож­де­нии мно­гих откры­то посе­ща­ла его дом, повсюду сле­до­ва­ла за ним по пятам, щед­ро наде­ля­ла его день­га­ми и поче­стя­ми, и у ее любов­ни­ка, слов­но вер­хов­ная власть уже пере­шла в его руки, мож­но было увидеть рабов прин­цеп­са, его воль­ноот­пу­щен­ни­ков и утварь из его дома» (Тацит Анна­лы, 11, 12). Немно­го поз­же Клав­дию при­шлось узнать о непотреб­ствах жены и, пишет Тацит (11, 25), «обру­шить на нее кару».
.........................
Из Вики:
"Валерия Мессалина (лат. Valeria Messalina), иногда — Мессалина (ок. 17/20 — 48) — третья жена римского императора Клавдия, мать Британника и Клавдии Октавии, влиятельная и властолюбивая римлянка, имя которой приобрело переносное значение из-за её любовных похождений.
((Обратим внимание на возраст. Совсем девочка по нынешним временам.
"Имя Мессалины, благодаря античным историкам, стало нарицательным в описании развратных и сексуально озабоченных женщин. В основном её поведение характеризуют как оскорбительное и постыдное, а саму её — как жестокую, скупую и глупую нимфоманку. Наиболее часто в своих работах её упоминают историки Корнелий Тацит и Светоний. Оба они пишут о том, что под вымышленным именем Лициска Мессалина либо сама владела одним из римских борделей, либо же приходила туда в качестве проститутки, чтобы удовлетворить свою похоть.
((Опять же, по нашим временам, ничего ужасного.))
"Также описывают, что Мессалина устроила соревнование с известной римской проституткой Сциллой: кто сможет обслужить в постели больше мужчин. Начав вечером в лупанарии, уставшая Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек. Что касается императрицы, то Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов. Тем самым победа досталась Мессалине."
((По мне, имеет место быть легкое преувеличение. Современные проститутки, если не путаю, больше 10 за ночь стараются не обслуживать.
Если за ночь принять 8 часов, это примерно 6 клиентов в час, на каждого 10 минут. Без пахитоски и сбегать пописать.))
"В начале 48 года она принуждает своего любовника Гая Силия развестись с женой Юнией Силаной. Когда Клавдий уехал в Остию, Мессалина, официально продолжая состоять в браке с императором, делает первый шаг планируемого ею заговора — она в присутствии свидетелей заключает брачный контракт и выходит замуж за Силия."
"Один из влиятельных вольноотпущенников при дворе Клавдия, занимавший пост ответственного за переписку (лат. praepositus ab epistulis) Тиберий Клавдий Нарцисс, донёс об этом императору. Тот, будучи человеком мягким и податливым, колебался в принятии решения, и Нарцисс сам, от имени императора, отдал преторианцам команду о захвате Мессалины и Силия.
"Мессалину схватили в Остии, куда она выехала для того, чтобы увидеть Клавдия. Однако император к тому времени уже покинул город. Мессалину вернули в Рим и поместили в сады Лукулла, под надзор её матери, Домиции Лепиды.

Домиция никогда не одобряла стиль жизни Мессалины, однако не отказалась быть со своей дочерью в её последние минуты. Они вместе подготовили прошение к Клавдию о помиловании, однако оно не возымело никакого действия. Мессалина была сломлена и всё время плакала, только теперь осознав, в какое положение она сама себя поставила.

Свидетелями смерти Мессалины были трое — посланник императора, один из его вольноотпущенников и её мать. Когда императорский легат и вольноотпущенник появились, Лепида сказала дочери: «Твоя жизнь кончена. Всё, что осталось — сделать её конец достойным».

Мессалине было предложено самой наложить на себя руки, однако она не смогла этого сделать, и тогда легат заколол её кинжалом. При этом взятый в свидетели вольноотпущенник всё время оскорблял её. Тело Мессалины было оставлено матери.

Клавдий никак не отреагировал на известие о смерти жены. В то время, когда ему доложили об этом, он ужинал. Единственной реакцией была просьба налить ему больше вина. Через несколько дней после смерти сенат приговорил её имя к забвению (лат. Damnatio memoriae).

Судьба детей Мессалины тоже была трагичной. 1 января 49 года Клавдий женился на Агриппине. Наследником был признан Нерон, который позже и стал императором. Клавдия Октавия стала его первой супругой, которую по его приказу убили в 62 году в ссылке. Британник погиб ранее. Он был отравлен Нероном в 55 году вследствие интриг Агриппины.
............................
Вика (англ) Перевод Гугля.
Тиберий Клавдий Нарцисс (умер около  54 г. н.э.[1]) был одним из вольноотпущенников, составлявших ядро императорского двора при римском императоре Клавдии. Его называют praepositus ab epistulis (отвечающим за переписку).
Сообщается, что он имел большое влияние на императора и накопил много денег. Говорят, что он вступил в сговор с третьей женой Клавдия Валерией Мессалиной, чтобы манипулировать им и заставить казнить нескольких мужчин, хотя это не доказано. Однако источники признают, что Нарцисс, как бывший раб Клавдия, был чрезвычайно предан императору, и поэтому на него было возложено больше ответственности, чем на других.

В 43 г., во время подготовки к римскому завоеванию Британии, он предотвратил мятеж, обратившись к войскам.[3] Увидев бывшего раба на посту своего командира, они воскликнули «Ио Сатурналии!» (Сатурналии были римским праздником, когда рабы и хозяева менялись местами в течение дня), и мятеж закончился. Именно благодаря его влиянию будущий император Веспасиан был назначен легатом II Августа в Германии.
Когда Мессалина вышла замуж за Гая Силия в 48 году, именно Нарцисс предупредил Клавдия о Мессалине и, видя, что император колеблется, сам отдал приказ о ее казни. Нарцисс, возможно, боялся, что Британик, сын Клавдия от Мессалины, затаит на него обиду за эту роль. Когда пришло время императору выбрать свою четвертую жену, Нарцисс предложил Клавдию снова жениться на Элии Петине, второй жене императора.

Энтони Барретт предполагает, что Нарцисс намеревался дать Клавдию повод выбрать своим преемником Фауста Корнелия Суллу Феликса, мужа Клавдия и дочери Элии Клавдии Антонии, а не враждебного Британника. Это также дало бы Клавдию взрослого наследника, чем он надеялся укрепить свое положение. Когда Клавдий выбрал Агриппину Младшую, чтобы объединить семью Юлиев-Клавдиев, и выбрал ее сына, будущего императора Нерона, на роль временного старшего наследника, Нарцисс объединился с кругом Британника, чтобы обеспечить свое будущее.

Клавдий по-прежнему доверял Нарциссу и назначил его претором. Ему было предъявлено обвинение в надзоре за строительством канала для осушения озера Фуцине, но Агриппина, теперь уже четвертая жена Клавдия, обвинила его в растрате средств проекта, возможно, в качестве наказания за поддержку Британника. По мнению Тацита, Нарцисс надеялся свергнуть Агриппину, раскрыв ее роман с вольноотпущенником Палладом, который погубил бы и ее сына.
Он якобы рассказал Британнику о своих планах перед другими и был наглым в своих намерениях, обещая исправить все обиды, причиненные ему. Было высказано предположение, что эта последняя деталь является примером того, как Тацит изменил факты, чтобы сделать Клавдия пассивным персонажем в своем правлении. Светоний и Дион сообщают, что после примирения с Британником Клавдий, а не Нарцисс, открыто планировал свергнуть Агриппину.

В любом случае Агриппина с подозрением отнеслась к Нарциссу и отправила его в Кампанию, якобы для того, чтобы воспользоваться тамошними теплыми ваннами и облегчить подагру. Вероятно, это было сделано с целью устранить его как препятствие убийству Клавдия и воцарению Нерона. Агриппина приказала казнить Нарцисса через несколько недель после смерти Клавдия в октябре 54 г. Вскоре после объявления Нарцисс вернулся в Рим. Незадолго до заключения и казни он сжег все письма Клавдия, чтобы не дать Нерону использовать их содержание в гнусных целях.
Свадьба
В одной из сохранившихся погребальных надписей некая Клавдия Дикеозина упоминается как «нежная и бережливая жена» некоего Тиберия Клавдия Нарцисса, но неясно, идентичен ли он вольноотпущеннику императора Клавдия. Ее имя предполагает греческое происхождение.

.................

Из рас­ска­за Таци­та (11, 26) вид­но, не Мес­са­ли­на Силия, а Гай Силий стал побуж­дать Мес­са­ли­ну вый­ти за него замуж. Сна­ча­ла Мес­са­ли­на отнес­лась к его речам без­участ­но (несмот­ря на влюб­лен­ность?). Одна­ко потом согла­си­лась, по мне­нию Таци­та пото­му, что «мысль о бра­ке все-таки при­влек­ла ее сво­ей непо­мер­ной наг­ло­стью, в кото­рой нахо­дят для себя послед­нее наслаж­де­ние рас­тра­тив­шие все осталь­ное. Итак, едва дождав­шись отъ­езда Клав­дия, отбыв­ше­го для жерт­во­при­но­ше­ния в Остию, она тор­же­ст­вен­но справ­ля­ет все сва­деб­ные обряды».

Даль­ней­ший рас­сказ Таци­та застав­ля­ет усо­мнить­ся в пра­виль­но­сти пере­да­чи обсто­я­тельств дела антич­ны­ми авто­ра­ми и уж тем более в их оцен­ках этих обсто­я­тельств. Тацит (11, 27) пишет: «Я знаю, пока­жет­ся сказ­кой, что в горо­де, все знаю­щем и ниче­го не тая­щем, нашел­ся сре­ди смерт­ных столь дерз­кий и без­за­бот­ный, при­том — кон­сул на сле­дую­щий срок, кото­рый встре­тил­ся в зара­нее услов­лен­ный день с женой прин­цеп­са, созвав свиде­те­лей для под­пи­са­ния их брач­но­го дого­во­ра, что она слу­ша­ла сло­ва совер­шав­ших обряд бра­ко­со­че­та­ния, наде­ва­ла на себя сва­деб­ное покры­ва­ло, при­но­си­ла жерт­вы перед алта­ря­ми богов, что они воз­ле­жа­ли сре­ди пиру­ю­щих, что тут были поце­луи, объ­я­тия, нако­нец, что ночь была про­веде­на ими в супру­же­ской воль­но­сти. Но ничто мною не выду­ма­но, чтобы пора­зить вооб­ра­же­ние, и я пере­дам толь­ко то, о чем слы­ша­ли ста­ри­ки и что они запи­са­ли». Оче­вид­но, брак был заклю­чен по всем пра­ви­лам и, глав­ное, никто не выра­жал и тени сомне­ния в его пра­во­мер­но­сти. Зага­доч­но выглядит лишь нали­чие у Мес­са­ли­ны мужа Клав­дия, кото­рый соглас­но пред­став­ле­ни­ям антич­ных авто­ров лишь на вре­мя отлу­чил­ся в Остию. С точ­ки зре­ния здра­во­го смыс­ла это, конеч­но, немыс­ли­мо: муж по делам из дома, а жена не толь­ко заво­дит любов­ни­ка, но и выхо­дит за него замуж. Но было ли у Мес­са­ли­ны два мужа одно­вре­мен­но? При­смот­рим­ся к обсто­я­тель­ствам дела повни­ма­тель­нее.

Тацит ниче­го не гово­рит о том, что остав­ше­е­ся в Риме окру­же­ние импе­ра­то­ра как-то про­ти­ви­лось бра­ку Силия и Мес­са­ли­ны. Но после того как брак свер­шил­ся, двор прин­цеп­са охва­ти­ла тре­во­га, так как из-за знат­но­го про­ис­хож­де­ния Гая Силия ста­ли боять­ся государ­ст­вен­но­го пере­во­рота (11, 28). Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние, что боять­ся ста­ли толь­ко после совер­ше­ния бра­ка. Тацит (11, 29) пря­мо пишет, что фаво­рит Клав­дия воль­ноот­пу­щен­ник Нар­цисс заду­мал интри­гу про­тив Мес­са­ли­ны с помо­щью двух налож­ниц Клав­дия. По его нау­ще­нию они сооб­щи­ли Клав­дию о бра­ке Мес­са­ли­ны и Силия (11, 30). Что налож­ни­цы гово­ри­ли импе­ра­то­ру и в каком све­те пред­став­ля­ли Мес­са­ли­ну, неиз­вест­но. После это­го Нар­цисс гово­рит Клав­дию, что, во-пер­вых, он не обви­ня­ет Мес­са­ли­ну в пре­лю­бо­де­я­нии, а во-вто­рых, не тре­бу­ет, чтобы Силий вер­нул дво­рец, рабов и утварь из дома Цеза­ря. Нар­цисс пред­ла­га­ет лишь одно: пусть Силий разо­рвет брач­ный дого­вор и вернет жену прин­цеп­су.

Такая поста­нов­ка вопро­са явно ука­зы­ва­ет на то, что брак Силия и Мес­са­ли­ны не был про­ти­во­за­кон­ным, и что Мес­са­ли­на ничем не нару­ши­ла прав Клав­дия. Тацит при­во­дит как бы соб­ст­вен­ные сло­ва Нар­цис­са: «Или тебе неиз­вест­но, что ты полу­чил раз­вод?» По зако­ну Юлия de ma­ri­tan­tis or­di­ni­bus, если жен­щи­на не нахо­ди­лась in ma­nu сво­его мужа, для раз­во­да было доста­точ­но раз­вод­но­го пись­ма, под­твер­жден­но­го семью свиде­те­ля­ми. Судя по сло­вам Нар­цис­са, вполне веро­ят­но, что такое пись­мо Клав­дий полу­чил. Одна­ко его реак­ция, кото­рую ста­ло под­дер­жи­вать его окру­же­ние, на это пись­мо была нега­тив­ной. Веро­ят­но, он не хотел мирить­ся с утра­той Мес­са­ли­ны, к кото­рой питал чув­ства. В то же вре­мя он не знал как себя вести, посколь­ку пра­во­вая пози­ция Мес­са­ли­ны была неуяз­ви­ма.

Даль­ней­шая речь Нар­цис­са пока­зы­ва­ет, что, во-пер­вых, бра­ко­со­че­та­ние Силия и Мес­са­ли­ны было пуб­лич­ным и закон­ным, а во-вто­рых, брак с Мес­са­ли­ной поче­му-то был важен в том отно­ше­нии, что ее супруг имел пре­иму­ще­ст­вен­ные пра­ва на обла­да­ние титу­лом прин­цеп­са (но это тема дру­го­го иссле­до­ва­ния): «Ведь бра­ко­со­че­та­ние Силия про­изо­шло на гла­зах наро­да, сена­та и вой­ска, и, если ты не ста­нешь немед­лен­но дей­ст­во­вать, супруг Мес­са­ли­ны овла­де­ет Римом». Таким обра­зом, поведе­ние Нар­цис­са и даль­ней­шие поступ­ки Клав­дия, совер­шен­ные под его вли­я­ни­ем, были обу­слов­ле­ны не воз­му­ти­тель­ным с точ­ки зре­ния нрав­ст­вен­но­сти поведе­ни­ем Мес­са­ли­ны, а стра­хом импе­ра­то­ра и его кре­а­ту­ры. Клав­дия направ­ля­ла боязнь утра­тить власть (и жела­ние вер­нуть Мес­са­ли­ну), а Нар­цис­сом дви­га­ла боязнь утра­тить то чрез­мер­ное вли­я­ние на импе­ра­то­ра, кото­рое он имел при Клав­дии.

В то вре­мя, пишет Тацит (11, 31), как сам Клав­дий не про­явил актив­но­сти в отно­ше­нии Силия и Мес­са­ли­ны, кото­рые в роли супру­гов при­ни­ма­ли уча­стие в пуб­лич­ном празд­ни­ке сбо­ра вино­гра­да, Нар­цисс орга­ни­зо­вал про­тив них заго­вор, под­клю­чив к нему пре­фек­та анно­ны Турра­ния и пре­фек­та пре­то­рия Лузия Гету. Одна­ко на сто­роне Мес­са­ли­ны высту­пи­ли вестал­ки и вер­хов­ный пон­ти­фик (11, 32). Это были те самые лица, кото­рые обя­за­ны были скреп­лять брак, и их уча­стие в деле Мес­са­ли­ны пока­зы­ва­ет еще раз, что ее брак был в выс­шей сте­пе­ни закон­ным. В рас­ска­зе Таци­та (11, 33) пре­фект пре­то­рия Гета поче­му-то так­же ока­зал­ся на сто­роне Мес­са­ли­ны, и его под­дер­жи­ва­ли при­бли­жен­ные к Клав­дию Луций Вител­лий и Цеци­на Ларг. Поэто­му Нар­цисс стре­мить­ся скон­цен­три­ро­вать в сво­их руках власть над пре­то­ри­ан­ца­ми и посто­ян­ное обще­ние с прин­цеп­сом, кото­рый явно коле­бал­ся и не про­яв­лял жела­ния высту­пать про­тив Мес­са­ли­ны. Клав­дий, види­мо, неод­но­крат­но повто­рял упре­ки в адрес Мес­са­ли­ны, вызрев­шие у него под вли­я­ни­ем нау­ще­ний Нар­цис­са. При­бли­жен­ные Вител­лий и Цеци­на Ларг во всем были вынуж­де­ны согла­шать­ся с Клав­ди­ем, но явно ниче­го кон­крет­но­го не име­ли про­тив Мес­са­ли­ны, хотя Нар­цисс настой­чи­во тре­бо­вал от них откры­то обви­нить ее (11, 34).

Таким обра­зом, дер­жа быв­ших супру­гов Клав­дия и Мес­са­ли­ну в отда­ле­нии друг от дру­га, Нар­цисс искус­но сеял враж­ду меж­ду ними. Мес­са­ли­на попы­та­лась доне­сти Клав­дию прав­ду о про­ис­шед­шем. Но Нар­цисс не поз­во­лил оправ­дать­ся самой Мес­са­лине, одна­ко не силой аргу­мен­тов, ее обви­ня­ю­щих в про­ти­во­за­кон­ном бра­ке (таких вооб­ще не было), а пере­чис­ле­ни­ем мас­сы спле­тен о ее изме­нах Клав­дию. Затем Мес­са­ли­на попы­та­лась дей­ст­во­вать через детей, но Нар­цисс не поз­во­лил Клав­дию встре­тить­ся с его детьми от Мес­са­ли­ны. Одна­ко Нар­цисс не смог поме­шать вестал­ке Вибидии высту­пить перед Клав­ди­ем в защи­ту Мес­са­ли­ны. Тогда он искус­но ней­тра­ли­зо­вал ее защи­ту обе­ща­ни­ем от име­ни Клав­дия выслу­шать саму Мес­са­ли­ну.

Таким обра­зом, в рас­ска­зе Таци­та (11, 35) вся ини­ци­а­ти­ва и дея­тель­ность по обви­не­нию Мес­са­ли­ны осу­ществля­лась одним Нар­цис­сом — при этом Клав­дий и Вител­лий мол­ча­ли­во попу­сти­тель­ст­во­ва­ли ему.

Чтобы иметь повод для обви­не­ния Силия, Нар­цисс явля­ет­ся в его дом вме­сте с Клав­ди­ем и пока­зы­ва­ет 1) ста­тую отца Силия, кото­рую было при­ка­за­но уни­что­жить, и 2) вещи, кото­рые пере­шли к Силию от Мес­са­ли­ны, а ранее при­над­ле­жа­ли роду Клав­ди­ев. Само по себе все это не было пре­ступ­ле­ни­ем. Част­ная жизнь рим­ско­го граж­да­ни­на была сосре­дото­чи­ем ино­го мира, неже­ли обще­ст­вен­ная. А вещи Клав­дия (он ли их счи­тал?) были при­да­ным Мес­са­ли­ны, кото­рое она на закон­ном осно­ва­нии при­нес­ла в дом ново­го мужа. Если что-то из это­го и при­над­ле­жа­ло преж­не­му супру­гу, то вполне мог­ло перей­ти к ней при разде­ле сов­мест­но­го иму­ще­ства. Но Нар­цисс и не забо­тил­ся о пра­во­мер­но­сти обви­не­ний, для него важ­нее было пси­хо­ло­ги­че­ское воздей­ст­вие на импе­ра­то­ра. Затем Нар­цисс увлек воз­буж­ден­но­го увиден­ным Клав­дия (чело­век вооб­ще лег­ко воз­буди­мый и вспыль­чи­вый) в лагерь пре­то­ри­ан­цев, кото­рые были зара­нее под­готов­ле­ны для его при­е­ма.

Перед пре­то­ри­ан­ца­ми высту­пал в основ­ном Нар­цисс и они потре­бо­ва­ли обви­не­ния Силия, что, оче­вид­но, было зара­нее спла­ни­ро­ва­но и под­готов­ле­но. Силий не оправ­ды­вал­ся и не выка­зал бояз­ни — види­мо, ему не в чем было себя винить. Он попро­сил уско­рить смерть, так как явно пони­мал, что пере­вес на сто­роне интри­га­нов. После это­го под видом любов­ни­ков Мес­са­ли­ны было каз­не­но несколь­ко знат­ных всад­ни­ков и про­чих про­тив­ни­ков Нар­цис­са. Нар­цисс соста­вил спи­сок — напо­до­бие про­скрип­ци­он­но­го — назван­ный им спис­ком любов­ни­ков Мес­са­ли­ны. Кто после это­го осме­лил­ся бы оспо­рить его, если эти люди офи­ци­аль­но были каз­не­ны как «любов­ни­ки Мес­са­ли­ны»? А после­дую­щие поко­ле­ния все­гда оце­ни­ва­ют про­шлое в соот­вет­ст­вии с рас­хо­жи­ми сте­рео­ти­па­ми, часто будучи уже неспо­соб­ны разо­брать­ся, кем и зачем эти сте­рео­ти­пы внед­ре­ны.

Тацит (11, 37) сооб­ща­ет, что после смер­ти Силия Клав­дий соби­рал­ся встре­тить­ся с Мес­са­ли­ной. Види­мо, он рас­счи­ты­вал после устра­не­ния сопер­ни­ка на при­ми­ре­ние с быв­шей женой, так как сам-то он, судя по все­му, не желал раз­во­да с ней. Чтобы не допу­стить это­го, Нар­цисс при­ка­зал убить ее. Это было зако­но­мер­но, так как после гибе­ли Силия воз­вра­ще­ние Мес­са­ли­ны к Клав­дию, хотя бы с целью совер­ше­ния мести, сто­и­ло бы Нар­цис­су голо­вы. Он еще был у вла­сти, поэто­му успел нане­сти удар рань­ше.

Таким обра­зом, смерть Мес­са­ли­ны и Гая Силия была не след­ст­ви­ем их пороч­но­сти и нару­ше­ния закон­но­сти семей­ных уз импе­ра­то­ра, а про­изо­шла в резуль­та­те интриг Нар­цис­са в борь­бе за власть и вли­я­ние на прин­цеп­са. Ана­лиз опи­са­ния их бра­ка и отно­ше­ния к нему совре­мен­ни­ков пока­зы­ва­ет, что он не нес в себе ниче­го про­ти­во­за­кон­но­го. Мес­са­ли­на, по-види­мо­му, дала раз­вод Клав­дию и нет ника­ких осно­ва­ний утвер­ждать, что она не име­ла пра­ва это­го делать. Жре­че­ство, окру­же­ние, армия и народ высту­па­ли в роли свиде­те­лей при этом бра­ке и не виде­ли в нем нару­ше­ния каких-либо юриди­че­ских или нрав­ст­вен­ных норм. Дру­гое дело, что раз­вод­ное пись­мо Мес­са­ли­ны Клав­дию мог­ло не дой­ти до адре­са­та и осесть в руках интри­га­на Нар­цис­са, кон­тро­ли­ро­вав­ше­го каж­дый шаг импе­ра­то­ра.

Сам Клав­дий, види­мо, так­же не остыл чув­ства­ми к Мес­са­лине. Поэто­му, не имея закон­ной воз­мож­но­сти вос­пре­пят­ст­во­вать ее бра­ку с Сили­ем, он не пре­пят­ст­во­вал интри­гам Нар­цис­са, види­мо, наде­ясь с их помо­щью погу­бить Силия и вер­нуть Мес­са­ли­ну. Это объ­яс­ня­ет его буд­то бы нере­ши­тель­ное и без­де­я­тель­ное поведе­ние. И ему уда­лось почти пол­но­стью осу­ще­ст­вить свой план. После осуж­де­ния и убий­ства Силия он уже готов был послать за Мес­са­ли­ной. Тогда Нар­цисс, видя что заду­ман­но­му им гро­зит гибель, так как Мес­са­ли­на не замед­ли­ла бы рас­пра­вить­ся с убий­цей Гая Силия, пере­хва­тил ини­ци­а­ти­ву и при­ка­зал убить Мес­са­ли­ну. Это было про­ти­во­за­кон­ное убий­ство, зака­му­фли­ро­ван­ное забота­ми об инте­ре­сах государ­ства и импе­ра­то­ра Клав­дия. Види­мо, для его оправ­да­ния и про­во­ди­лась столь настой­чи­во мысль о пороч­но­сти Мес­са­ли­ны. Дру­гих аргу­мен­тов у обви­ни­те­лей про­сто не было. Клав­дий узнал о ее смер­ти пост­фак­тум и вынуж­ден был сми­рить­ся с тем, что отпу­щен­ник пере­иг­рал его.

Судя по изло­же­нию Таци­та, ини­ци­а­ти­ва в заклю­че­нии бра­ка с Мес­са­ли­ной при­над­ле­жа­ла Гаю Силию. Одна­ко и сама Мес­са­ли­на высту­па­ла не пас­сив­ной сто­ро­ной. Она пер­вой после­до­ва­ла сво­е­му чув­ству и оста­ви­ла Клав­дия ради Силия. Она сама ини­ции­ро­ва­ла раз­вод с Клав­ди­ем. Послед­нее пока­зы­ва­ет, что Мес­са­ли­на высту­па­ла в роли per­so­na sui iuris и не была под­чи­не­на ma­nus Клав­дия в бра­ке с ним. Воз­мож­но, уча­стие вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка и стар­шей вестал­ки на сто­роне Мес­са­ли­ны в исто­рии с ее бра­ком с Гаем Сили­ем ука­зы­ва­ет на то, что этот брак имел харак­тер кон­фарре­а­ции. Неза­дол­го до опи­сы­вае­мых собы­тий в 23 г. был при­нят закон, по кото­ро­му кон­фарре­а­ци­он­ный брак утра­чи­вал ma­nus ma­ri­ti во всех сфе­рах, за исклю­че­ни­ем рели­ги­оз­ной.

Рас­хо­жее мне­ние об упад­ке рим­ской нрав­ст­вен­но­сти, осо­бен­но в выс­ших сло­ях обще­ства, в кон­це рес­пуб­ли­кан­ской — нача­ле импе­ра­тор­ской эпо­хи по-види­мо­му свя­за­но с тем, что имен­но в это вре­мя эво­лю­ция брач­ных норм в рим­ском пра­ве про­ис­хо­ди­ла осо­бен­но быст­ро. Обще­ство не мог­ло быст­ро при­ме­нить­ся к пере­ход­ной пра­во­вой ситу­а­ции. Одни люди исполь­зо­ва­ли новые нор­мы для дости­же­ния сво­их целей. Жив­шие рядом с ними дру­ги­ми мыс­ли­ли ста­ры­ми кате­го­ри­я­ми и вос­при­ни­ма­ли нов­ше­ства с осуж­де­ни­ем как нару­ше­ние при­выч­ной нрав­ст­вен­но­сти. Третьи исполь­зо­ва­ли несов­па­де­ние уста­но­вив­ше­го­ся пра­ва и обще­ст­вен­ной пси­хо­ло­гии, сохра­няв­шей связь со ста­ры­ми нор­ма­ми, для интриг и дости­же­ния соб­ст­вен­ных целей. В эпо­ху Све­то­ния и Таци­та слу­чай бра­ка Гая Силия с Мес­са­ли­ной уже вос­при­ни­мал­ся как нечто про­ти­во­прав­ное, посколь­ку фигу­ра прин­цеп­са замет­но обосо­би­лась от мас­сы граж­дан в пра­во­вом отно­ше­нии. Обще­ство лег­ко вос­при­ня­ло офи­ци­аль­ную вер­сию о раз­вра­щен­но­сти Мес­са­ли­ны, а ее пра­во на столь же лег­кий раз­вод с прин­цеп­сом как со вся­ким дру­гим граж­да­ни­ном было про­сто зату­ше­ва­но тра­ди­ци­ей.

Comments0

We Use Cookies