Редбери Джонс
10 December 2023 in 15:15
Жанр Киберпанк. "Всё о жанрах"

Доброго времени суток!!!

Сегодня я продолжу цикл статей о жанрах литературы.

Предупреждаю! Я не говорю, что я специалист в данном вопросе, или хотя бы имею какие – то великие познания в области литературы в целом. Большая часть информации взята из известных источников и лишь подправлена моими ремарками.

Но хватит слов, поехали, сегодня на повестке дня Киберпанк!

Сказать честно по нему я практически ничего не знал, до прочтения этой статьи, для меня это казалось простым поджанром фантастики, в котором описывается некое недалекое будущее и все, но вышло не так))

--------------------------------------------------------------------------------------------

Жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года. 

Произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое, как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.

--------------------------------------------------------------------------------------------

В общем о будущем в котором жить не хочется, но приходиться.

За всё время работы рецензентом произведений, мне редко попадались полностью киберпанковские произведения. Практически везде этот жанр граничит с антиутопией и социальной фантастикой, со всем что описывает не лучшие стороны общества.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Виднейшими представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Пэт Кадиган, Руди Рюкер и Джон Ширли. 

Многие также считают представителем киберпанка или одним из его предшественников Филипа Киндреда Дика, который не вписывается в хронологические рамки киберпанка. 

В 1980-х годах киберпанк пришёл и в кинематограф, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. Начиная с 1990-х годов определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с киберпанком, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века элементы киберпанка встречаются в большом множестве произведений научной фантастики.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Персонажами классического киберпанка были отчуждённые, нелюдимые одиночки, живущие на задворках общества, как правило, в дистопическом будущем, где повседневная жизнь подвергается ошеломительному влиянию стремительных технологических перемен, всеобъемлющей компьютеризованной инфосферы и распространяющейся модификации человеческого тела.

— Лоренс Персон

--------------------------------------------------------------------------------------------

Сюжеты киберпанка часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями и тяготеют к ближайшему будущему Земли чаще, чем к обстановке далёкого будущего или галактических перспектив, которые можно найти в классических фантастических романах, таких, как «Основание» Айзека Азимова или «Дюна» Фрэнка Герберта. Миры киберпанка имеют иной масштаб, это, как правило, постиндустриальные антиутопии. 

--------------------------------------------------------------------------------------------

Пять минут вчитывался в эту фразу постиндустриальные антиутопии, не знаю чем она меня зацепила)


--------------------------------------------------------------------------------------------

Произведения в стиле "киберпанк" описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»).

Атмосфера жанра частично перекликается со стилем «фильм-нуар», а относящиеся к нему литературные работы часто используют приёмы детектива. Также киберпанк схож с готикой, где ключевыми являются упадок, беспомощность, нерешительность, безумие, паранойя, преследование, таинственность, беспокойство, страх.

К киберпанку ошибочно могут причисляться произведения других поджанров (такие, как литRPG) из-за акцента на информационных технологиях и виртуальной реальности, хотя их стоит относить к киберфантастике, так как признаки киберпанка у них отсутствуют.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Интересно а можно ли считать произведением в жанре киберпанк то в котором герой ЛитРпг - попадает в игру где киберпанк, ну со всеми составляющими, антиутопия, корпорации, все такое?

Надо подумать!

--------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь сама история рождения такого жанра, до этого было предисловие, краткая вводная, так скажем 

Слово киберпанк было придумано писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ. К киберпанку как таковому рассказ не имеет прямого отношения. Просто один из героев рассказа, хакер, носит характерную панковскую причёску. Однако именно это слово было использовано редактором Гарднером Дозуа, в его рецензии на романы Уильяма Гибсона. Позднее именно это слово и именно в том смысле, в котором Дозуа обобщил стилистику Гибсона, и стало определением киберпанка как жанра. Оно известно как критерий Дозуа: «High tech. Low life» («Высокие технологии, низкий уровень жизни»). Вторая часть критерия имеет в виду не только бедность, но и незащищённость, бесправие, бесперспективность.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Вот так вот, мужик написал что - то, потом это прозвали киберпанком, и вот тебе жанр, оказывается все так легко.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Киберпанк как жанр научной фантастики был популяризован в начале 1980-х годов все тем же Гибсоном, после издания романа «Нейромант». 

Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона.

Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 1980-х годов, которое не находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Да, писать в жанре киберпанк это не камушки перебирать, надо готовиться, стараться! Можно даже зауважать людей, которые и впрямь стараются для придания своему произведению реалистичности, в понимании киберпанка.

В основном, произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. 

То есть если ты подросток, который критикует каждое слово своих родителей то этот жанр как раз для тебя!

--------------------------------------------------------------------------------------------

Сюжетом киберпанковских произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. 

Мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх.

Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий «Хьюго» и «Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанка. В наши дни некоторое распространение получили такие ответвления жанра, как кибертрэш и нанопанк, а также биопанк.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Тут я нашел перечень элементов которые необходимы что бы произведение считалось киберпанком, список конечно интересненький, особенно мне понравился последний пункт 

  • киберпространство
  • виртуальная реальность
  • искусственный интеллект
  • киборги, биороботы
  • городские трущобы в постапокалиптическом стиле
  • влиятельные крупные корпорации, т. н. дзайбацу
  • криминальные синдикаты, мафия
  • хакеры
  • киберпреступность, кибертерроризм
  • нанотехнологии, биоимплантаты
  • квантовая физика
  • генная инженерия
  • наркотики или необходимые для выживания лекарства

--------------------------------------------------------------------------------------------

В некоторых киберпанковских произведениях большая часть действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью (так называемая "Дополненная реальность"). В таких произведениях описано прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам. Такой киберпанк изображает мир как тёмное, зловещее место, в котором Сеть управляет каждым аспектом жизни людей. Гигантские транснациональные корпорации подменяют собой правительства, обладая политической, экономической и даже военной силой. Тема борьбы аутсайдеров против тоталитарных или квази-тоталитарных систем типична для научной фантастики и киберпанка в частности, хотя в традиционной фантастике тоталитарные системы являются упорядоченными и государственными.

Киберпанковские произведения часто используются как метафора современных беспокойств, вызванных крахами корпораций, правительственной коррупцией, развитием средств слежения и отчуждением. Киберпанк стремится взволновать читателей и призвать их к действиям. Часто это выражается бунтарством, которое можно описать как контркультуру контркультурной научной фантастики.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Киберпанк также иногда представляется как описание эволюции Интернета. Виртуальные миры часто выступают под разными именами, такими как «киберпространство», «Сеть» или «Матрица». Важно отметить, что ранние описания глобальных коммуникационных сетей появились раньше распространения Всемирной паутины, тогда как фантасты, такие как Артур Кларк, предсказали их появление.

Также в киберпанке представлены возможности существования гражданских прав и обязанностей у ИИ, как у загруженного в компьютер человеческого разума, имеющего рассудок и самоанализ. Это вновь поднимает вопрос о том, что наличие разума, сравнимого с человеческим, должно давать таким субстанциям права и статус, подобные человеческим.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Вот никогда не понимал в чем проблема дать права роботу, нет, вы не подумайте, если на нас нападут разумные машины я не побегу им помогать с хлебом, солью. Я о другом, если уже есть некая сформированная каста роботов, то почему бы ее не наделить правами после необходимой проверки на человечность. Только не надо тут кричать о том что как машина запраграмированна так она себя и ведет, в моем затертом фантазиями уму лежит мнение что машина самообучается, так почему она не может самообучиться человечности? 

Все, я вас немного задержал своими мыслями, а вы же пришли читать статью, поэтому продолжим 

--------------------------------------------------------------------------------------------

Когда во всем мире уже трубили о киберпанке, в нашем крою так же о нем услышали.

Впервые термин «киберпанк» стал известен в СССР благодаря деятельности севастопольского фэна Андрея Черткова, который ещё в 1988 году опубликовал в своем фэнзине«Оверсан» выполненный им перевод известного литературоведческого эссе американского фантаста Майкла Суэнвика «Постмодернизм в фантастике: Руководство пользователя»

Спойлер

О генезисе жанра и литературных войнах между писателями-киберпанками и так называемыми «гуманистами» (та, первая публикация этого эссе на русском языке называлась «Инструкция к постмодернистам»). В дальнейшем А. Чертков переехал из Севастополя в Санкт-Петербург, где, став редактором издательства «Terra Fantastica», продолжил активную пропаганду этого жанра среди российских писателей-фантастов — в частности, на заседаниях Семинара писателей-фантастов под руководством Бориса Стругацкого и на фантастических конвентах. А в середине 1990-х годов А. Чертков сумел пробить в производство и составленную им книжную серию «Виртуальный мир», в которой были изданы классические киберпанковские романы и рассказы Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и Майкла Суэнвика, благодаря чему российские читатели и писатели смогли наконец ознакомиться с лучшими зарубежными образчиками жанра.

Одним из результатов пропагандистской деятельности А. Черткова стало то, что в снг-шной литературе в начале 1990-х годов также появилось направление, которое можно назвать «русским киберпанком». К наиболее ранним киберпанковским произведениям можно отнести повесть участников Семинара Б. Стругацкого Александра Тюрина и Александра Щёголева «Сеть» и роман Александра Тюрина «Каменный век», изданные в 1992 году.

Заметным явлением в фэндоме стали написанные в 1990—1993 гг. произведения Д. и П. Криворучко (в основном миниатюрного жанра), прятавшихся под псевдонимами «Сэконд Хэнд», «Любимец Богов Лучше Всех Спрятанный» и рядом других. Объявив себя «первыми русскими киберпанками», эти авторы, хотя и привлекли внимание читателей к темам и концепции киберпанка, на самом деле киберпанками не являлись, попросту используя это понятие в своей постмодернистской игре.

В более поздних произведениях Александра Тюрина («Боятся ли компьютеры адского пламени», 1998, «Киберозойская эра», 2003 и «Судьба Кощея в киберозойскую эру») заметны элементы нанопанка. Роман Мерси Шелли «Паутина» можно назвать произведением о машинных интерфейсах человеко-человеческого общения. В последнее время в печати появились произведения ряда молодых авторов, относящих свои произведения к жанру киберпанк — например, «Кремниевое небо» Игоря Шапошникова, «Анклавы» Вадима Панова. Часто к киберпанку причисляется трилогия «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, «Там (Город крыс)» Алексея Калугина, «Последний аватар» Александра Зорича. Однако по сути эти романы скорее являются «романами о виртуальности» (по определению самого Лукьяненко).

Наиболее близко по антуражу и атмосфере к классическому киберпанку трилогия Александра и Людмилы Белаш «Война кукол», действие которой разворачивается в трущобах мегаполиса, а главными героями являются киборги.

Из произведений иного жанра можно назвать техно-оперу Виктора Аргонова «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» — полуторачасовое произведение об СССР 2032 года, оказавшемся перед угрозой передачи власти системе искусственного интеллекта и описывающую сложные философские проблемы вокруг идеи автоматизации государственного управления в советском обществе.

--------------------------------------------------------------------------------------------

В этом спойлере развитие киберпанка в России, честно говоря удалять я не имею права, ибо из песни слов не выкинешь, но и оставлять так не хочу. Можете это принимать можете нет, это моя позиция. Честно прям до такого довели, что от одного слова неприятные ощущения. Оставляю, для тех кому интересно)

--------------------------------------------------------------------------------------------

Киберпанк так же понемногу проникает в кино.

По мнению Карло Каваньи, «Бегущий по лезвию», снятый режиссёром Ридли Скоттом по роману Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и вышедший на экраны в 1982 году, стал первой кинокартиной, которую можно отнести к жанру киберпанк. Действие фильма происходит в антиутопическом будущем 2019 года. Опуская религиозные и мифические элементы оригинального романа Дика, картина более чётко укладывается в рамки жанра киберпанка, чем роман.

Позднее Уильям Гибсон признал, что после первого просмотра фильма он был поражён, насколько атмосфера фильма совпадала с его видением во время работы над «Нейромантом». Тон фильма стал образцом для множества киберпанк-фильмов. Несколько работ того же Уильяма Гибсона были адаптированы для киноэкрана: «Джонни-мнемоник» «Отель „Новая роза“» , но они провалились как в прокате, так и у критики. 1990-е стали периодом расцвета киберпанка в кино, после чего в 2000-е интерес к нему снизился.

Название конечно пипец полный... Я думал только японцы такое могут придумывать)

--------------------------------------------------------------------------------------------

В 2010-е наблюдается возвращение интереса кинематографистов к киберпанку, но уже в рамках ретро-ностальгии. Регулярно снимаются фильмы в этом жанре, однако чаще всего это ремейки или продолжения известных киберпанк-картин прошлого: «Вспомнить всё», «Робокоп», «Призрак в доспехах», «Трон: Наследие». Как правило, такие картины не имеют успеха у критиков и зрителей; исключением стал фильм «Бегущий по лезвию 2049», получивший одобрение критиков и ряд престижных премий, но всё равно провалившийся в прокате.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Да, пишу статью и понимаю что не видел этих фильмов, ну кроме всем известного робокопа, но и то в детстве) А я думаю что картины заслуживают внимания, надо будет как - то ознакомиться!

--------------------------------------------------------------------------------------------

В аниме и манге

Темы киберпанка широко распространены в аниме и манге. В Японии, где популярен «косплей» и к подобным модным течениям примыкают не только подростки, киберпанк был быстро принят, а его влияние широко распространилось. Действие романа «Neuromancer» Уильяма Гибсона, чьё влияние преобладало в раннем киберпанк-движении, также происходит в Тибе, одном из крупнейших японских промышленных районов, хотя во время написания романа Гибсон не знал о местоположении Тибы и не имел ни малейшего представления, насколько город соответствует его видению. Воздействие киберпанка на мысли и литературу в середине 1980-х годов позволило ему проникнуть в японскую культуру. 

--------------------------------------------------------------------------------------------

 «Концептуализация, вплетённая в киберпанк, — это что-то большее, чем заготовка на будущее, взгляд на новую глобальную культуру. Это культура, которая не существует в данный момент, так что японские концепции киберпанк-будущего, похоже, точно так же правомерны, как и западные, особенно из-за того, что западный киберпанк часто включает в себя многие японские элементы».

— Ruh, Brian (2000), «Liberating Cels: Forms of the Female in Japanese Cyberpunk Animation». AnimeResearch.com. December 2000.

Уильям Гибсон сейчас частый гость в Японии, и он обнаружил, что многие его фантазии о Японии стали реальностью:

Современная Япония была просто киберпанком. Японцы сами знали это и наслаждались этим. Я помню моё мимолетное впечатление от Сибуи, когда один из молодых токийских журналистов, которые принимали меня, его лицо пропиталось светом тысячи медиасолнц — всем этим возвышающимся анимированным кишением коммерческой информации, — сказал: «Вы видите? Вы видите? Это город из „Blade Runner“». И это был он. Это было так очевидно.

— Gibson, William. «The Future Perfect: How Did Japan Become the Favored Default Setting for So Many Cyberpunk Writers?», Time International, 30 April 2001:48.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Киберпанк в музыке.

Некоторая музыка ассоциируется с киберпанком в силу своего определённого звучания, эстетического стиля или музыкального содержания. Также здесь речь может идти и о музыке, которая так или иначе связана с тематикой киберпанка (например, это может относиться к группам, которые пишут тексты на темы будущего кибер-прогресса, дистопии и места человека в этом мире). Жанр электронной музыки в целом наиболее полно отражает настроение и атмосферу этого направления. Поэтому многие композиции в духе киберпанка относятся к следующим стилям: индастриал, нойз, EBM, постиндастриал, дарк-электро, синтипоп, витчхаус, ретровейв, и прочим направлениям электронной музыки. Также могут изредка встречаться вкрапления фолк-музыки (зачастую, японской) и даб.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Столько слов совершенно непонятных) Витчхаус, ретровейв, по - честному если бы увидел просто так подумал бы что породы собак)

--------------------------------------------------------------------------------------------

Ну и в играх тоже не без киперпанка.

В играх, объединённых тематикой киберпанка, как и полагается, соблюдены основные ключевые темы данного жанра: антиутопичность будущего, мир на грани вымирания после глобальной катастрофы, высокотехнологичность, сочетаемая с разрушением социальных связей, гнёт власть имущих корпораций, промышленный и социальный шпионаж, плохое состояние экологии и так далее. Игрок может сам принять участие в решении мировых проблем будущего, став активным участником игрового процесса.

Такие серии игр как Syndicate, System Shock, Deus Ex, Omikron, по праву относятся к классическим игровым примерам в жанре киберпанк. Наиболее яркие современные примеры — Shadowrun Returns.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Что ж на сем заканчивается данная статья, надеюсь для кого – нибудь она стала интересной и познавательной, для меня лично да!

Если вам понравилось – то можете влепить лайк под этот блог и написать комментарий, если же нет, вы так же можете написать об этом.

Если вам интересен данный цикл статей, то подписывайтесь на меня, я думаю выпускать блоги такого вида, как минимум раз в неделю, а может и чаще, а может и реже) Тут как будет получаться!

ПИ.СИ: если есть предложения по улучшению качества статьи, например о разбавлении текста большим числом картинок или еще что, то так же можете писать в комментариях об этом, ну или мне лично, как удобнее) Так же не забывайте сообщаться о том, о чём бы вы хотели почитать, а то я сам придумываю, а вам может не заходит!

Ну и так же буду рад вашим наградкам на произведение - это будет мотивировать делать дальше. Вроде в прошлый раз не получил негативного отклика за такое нахальное требование, поэтому продолжаю быть нахалом.

Желаю всем успехов в будущих начинаниях))

Надеюсь сегодняшний день принесет вам лишь радость и хорошие эмоции!!!

Comments10

We Use Cookies