АфМорган
30 January 2024 in 19:35
Рецензия на роман «Хватайся! Рискуй. Играй. Умри»
Размер: 403 612 зн., 10,09 а.л.
 14 мая 2017
Бесплатно

Это не первая моя рецензия на книги автора под псевдонимом Max Austen. Если это псевдоним... И надобно признаться, что у меня по мере чтения книг Макса это  далеко не первое "если". И не последнее.

Читать и размышлять это одно. Тогда можно оставить все свои если-допущения при себе. А вот если требуется написать рецензию... Тогда все очень непросто.

 Непросто потому, что можно ошибиться в оценке так, что этой ошибки себе потом не простишь.

Вот допустим, я верю герою романа Хватайся! Рискуй. Играй. Умри. на все сто процентов. Тогда это роман-исповедь. Хроника умирающего, хроника агонизирующего очень-очень юного человека. Судорожные попытки захватить, задержать мгновения ускользающей жизни. Своей такой короткой жизни. И если этот роман автобиогафичен не приведи бог... То что тогда? И какие тут могут быть вообще рецензии? 

Если же Макс проводит очень рискованный эксперимент, и пытается осмыслить неразрешимые вопросы человеческого бытия и небытия, то... То это очень смелая заявка на глубокий, психологический анализ мыслящей личности в условиях абсолютно экстремальных. Насколько эта заявка реализована, следует судить каждому самостоятельно. На мой взгляд не вполне. Это если Макс ставил перед собой такую задачу. А если задача совсем в другом, показать как легко умирать молодым... Тогда да. Тогда Макс справился. Достоверность достигнута. 

Читать роман трудно. И не только потому, что метания героя и его друзей выглядят бессмысленными и безнадежными. У этих молодых и по-видимому талантливых людей никогда не было надежды. Они не представляют что такое любовь. Они не верят ни в себя, ни в жизнь, ни в будущее. Они не верят в жизнь. Они выглядят как мошки у пламени. Хаотично снующий рой. То одну, подлетевшую к пламени слишком близко, то другую, охватывает вспышка и наступает смерть.

Смертей в романе много. Если сравнивать с джазовой композицией, то смерть ее основная тема. Иногда тема тонет в импровизациях, солирует то один, то иной инструмент, но каждый раз тема выплывает из волн импровизаций и звучит отчетливо и навязчиво, повторяясь вновь и вновь. Смерть не как итог прожитой жизни. Смерть как итог жизни непрожитой...

Это очень тяжелое чтение. Но возможно, для кого-то необходимое. Сейчас попытаюсь объяснить почему. Когда-то нам в университете читали психологию, и на лекции о типах личности меня поразила одна фраза. "Если в классе у вас есть меланхолик, лягте костьми, чтобы защитить его от окружающих. То, что на  взгляд жизнерадостных идиотов сангвиников просто шутка или подтрунивание, для меланхолика обида на всю жизнь и источник непереносимых страданий."

Позже, когда появилась субкультура эмо, меня всегда изумляла неприкрытая агрессия по отношению к ним со стороны сверстников. Даже со стороны очень добрых и вполне адекватных детей. Почему? Почему они так нетерпимы по отношению к рефлексирующим, эмоциональным, восприимчивым детям. Почему их начинают травить, едва те осмелятся заявить о своей принадлежности к субкультуре эмо?

Я задавала это вопрос многократно. И мне отвечали. "Потому, что они ноют и плачут и все время наводят тоску" То есть потому, что эмо размышляют над такими вещами, которые радости не принесут. И еще потому, что дети чувствуют, но выразить не могут, что субкультура эмо романтизирует депрессию, что в принципе пережить можно, но то, что она же романтизирует виктимность... Нет, этого принять подростковой психике никак нельзя. Жертвой быть не хочет никто. Вспомните законы и правила дворовых игр. Слабак или жертва? Да ни за что! В кровь расшибись, но не будь слабым. Не физически. Психологически слабым. Нет, к меланхоликам окружающие не были добры никогда. В этом смысле мы как социум до сих пор не состоялись. Здесь мы по-прежнему первобытное стадо.

И как же нам отплатят меланхолики? А вот возьмут и поднесут к нашим ярким личностям зеркало, которое так беспощадно их отразит. Во всей красе. Страшно смотреться в это зеркало? А тем, кого мы всю жизнь пинаем и шпыняем, и, в самом лучшем случае, милосердно стараемся избегать, не страшно? Им рядом с нами жить не страшно?

Очень много вопросов возникает у вдумчивого читателя романов Макса Остина. И главный из них: почему наше общество настолько хищное и безжалостное?

Почему дети оставлены на произвол судьбы? Почему матери-наркоманки не получают во-время по рукам? Почему полусумасшедшие, полуспившиеся родичи и черствые, равнодушные педагоги окружают совсем еще маленьких детей, растущих как придорожная трава?

Почему никто из тех, кто ломал и калечил тела и души Макса и его друзей не получил по заслугам? Почему в жизни нет  воздаяния даже за настолько непростительные грехи? И за что им, жертвам и мученикам такая ранняя смерть?

Общество в романе выглядит как заповедник духовных и физических уродов, а дети, отданные ему на растерзание, могут найти выход только в уходе от реальности. Большинство в эскапизме, некоторые в творчестве. Дети пишут песни о смерти. Дети пишут песни о нестерпимой жизни. Дети исполняют эти песни на рок концертах и фанаты ревут и беснуются, встречая исполнителей. Значит, все мытарства и муки испытывают не только Макс и его Биш-Би, а затем и его Волки. Но и публика. Но и народ. Молодежь, вы там держитесь! Проживайте свои жизни, не бросайте их.

Еще раз - в книге серьезная заявка на темы, которые не многим и классикам удавались. Это смело, даже безрассудно. Реализация заявки очень далека.

Автору нужно тщательнее прописать своих героев. Им перестаешь сочувствовать, потому что перестаешь их различать. Может быть, следовало бы ограничиться меньшим количеством персонажей, усилив их. Придав им конкретики, выпуклости, характерности.

Вставки-воспоминания интересны, но их нужно логически вписать в ткань романа, а не просто выделять курсивом. Хронику, подробную хронику жития Макса, может быть следует избавить от излишней документалистики и многочисленных повторов. Эта хроника напоминает шитье тамбурным швом. Может быть прочно, но скучно. Линейность здесь во вред. Даже такое серьезное чтение должно быть занимательным, должно затягивать читателя, а не монотонно и методично рвать ему нервы.

У романа огромный нераскрытый потенциал. Надеюсь, автор вспомнит, что он умеет писать так, как написан "Притворись кем-нибудь" и доведет книгу до ума.

И да, по поводу тех, кому это чтение пойдет на пользу. Им не сладко живется. И, возможно, жизнь им не в радость. Даже без особо веских причин. Но они не одиноки, герои книг Макса торят те же тропы. И по своей воле с этих троп не сойдут. Единственное непоколебимое убеждение, которое автор изо всех сил старается до своих читателей донести - суицид не выход.

Очень хотелось бы, чтобы автор свой роман продуманно изменил в сторону имеющегося у него таланта и полноценно прописал. Пока это черновик. Хотя  финал вполне продуман и уместен. Финал реальная находка автора. Удачи автору. 

Comments2

We Use Cookies