Присоединяюсь к флешмобу "Я тоже посмотрел 'Мастера и Маргариту"".
Первое впечатление - сколько можно? Опять "я так увидел", опять "режиссёрская трактовка"... Почему нельзя просто экранизировать роман? Ведь книга Булгакова - готовый сценарий мистического блокбастера.
Но потом я, как поэт Бездомный в клинике доктора Стравинского, взглянул на дело с другой стороны. Конечно, можно отснять фильм строго по тексту. Бортко в нулевые так и сделал. Помните? И как впечатление? Вот то-то же…
Можно заставить актёров повторить каждую фразу книжных героев, каждый шаг, каждый взмах бровями. Но если у режиссёра нет духа, который поднимал на крыльях создателя книги и нёс его над сотворённой вселенной - вместо воплощения прекрасной и страшной легенды будет стыдная возня. Что-то вроде попытки пожилого госслужащего невысокого ранга склонить молодую талантливую пиарщицу к интиму: курва притворяется, что не понимает намёков, потому что сканирует нулевой карьерный потенциал “папика”, а тот не отваживается на альфасамцовый рывок, опасаясь конфуза…
У Локшина сквозь асфальт и бетон Москвы тридцатых пробивается тёмное пламя преисподней.
Булгаковские герои в новом фильме убедительны и достоверны. Великолепный Воланд - бодрый и свежий иностранный господин, и его бесовская свита, скрывающая свою мощь под шутовскими личинами. Прекрасны Мастер и Маргарита - не советские, но русские интеллигенты. Убедительно ввглядит и разбитной парняга "пролетарский поэт" Иван Бездомный, и скользкий Берлиоз... Но главный герой фильма… сам роман “Мастер и Маргарита”. В нём воплощается мечта Мастера расквитаться с гонителями - от злобного стукача Латунского и трусливого подлеца Берлиоза до родимой Софьи Власьевны. (В реальности - а в фильме сплетаются две линии: реальная и мистическая, воображаемая - Мастер, пережив “культурную отмену”, донос, арест, а потом и заключение в психбольницу, умирает в ней, дописав роман…)
Булгаков явил в романе реальную, но чуть-чуть колдовскую, морочную Москву. Локшин идёт дальше: в сценах, изображающих не обыденную реальность, но её преломление в романе, мы видим столицу, перепаханную до неузнаваемости кагановичами и иофанами. Там не только проложили трамвайный маршрут возле Патриарших, но и загромоздили город исполинскими коммунистическими истуканами, и даже вкорячили зиккурат с Лениным на месте взорванного храма Христа-спасителя.
Это уже не Москва. Это “Сталинодар” из фантазий большевицких фанатиков.
В этом “Сталинодаре” и развлекаются бесы из свиты Воланда. Они обрывают унылый “красный мюзикл” и обрушивают на “граждан зрителей” жуткий и захватывающий бурлеск, каскад крови, чёрного юмора, агрессии и демонической сексуальности. Безмолвно горюющая по Мастеру Маргарита обращается мстящей ведьмой, а потом - земным воплощением Тёмной Богини на весеннем балу. А когда чекисты приходят “брать” обитателей “нехорошей квартиры”, уже предвкушая, как будут куражиться над безвольными жертвами… в общем, знаменитый глоток бензина в исполнении кота Бегемота превзошёл самые смелые ожидания. В финале Воланд со свитой и воссоединившиеся Мастер и Маргарита взирают с Воробьёвых гор на полыхающий Барад-Дур - “Сталинодар”.
Если у вас есть садистские наклонности, и вы любите смотреть, как корёжит уродцев - после того, как просмотрите фильм, почитайте отзывы “консервативно-патриотической” публики. Они корчатся так, будто Бегемот оттяпал голову не Жоржу Бенгальскому, а им. Всех превзошел, кажется, чушпан Егор Холмогоров, который углядел в фильме “оправдание терроризма” и даже указал соответствующую статеечку УК РФ.
Что вызвало беснование “консерваторов” - непонятно: то ли низвержение коммунистических истуканов в "Сталинодаре", то ли обнажённая Юлия Снигирь в образе Маргариты-Гекаты (харам?), то ли они узрели себя в образах Латунского, Берлиоза и барона Майгеля.
Ну, тогда надо сажать и самого М. А. Булгакова. Потому что и месть Маргариты критику Латунскому (довольно лайтовая), и жертвоприношение барона Майгеля, и разнузданное славление Тьмы - всё это присутствует и в романе!
Но что же вы так перепугались? Это же просто фэнтези!!
We Use Cookies
Some of them are necessary for the website to function, while others are used for personalization. Learn More
Comments3