Ярополк Ростовцев
21 February 2024 in 14:03
Это странное слово фантдоп

Люди любят разнообразные термины. Некоторые из них входят в моду. Ими начинают швыряться направо и налево, причем швыряющиеся не всегда задумываются: а надо ли. Слово фантдоп как раз относится к категории слов-бросалок. Поминают фантдоп всуе особенно часто фантасты и читатели фантастики. Говорят, что фантастика без фантдопа – уже не фантастика. А так ли это?

Вот что такое вообще фантдоп? Фантастическое допущение. А что такое фантастическое допущение? Предположение, согласно которому нечто несуществующее/непроисходящее в реальности на самом деле существует/происходит. А где можно говорить о несуществовании/существовании чего-то в реальности? Там и только там, где имеется в наличии то, что мы называем подлинной реальностью. А это где? А это в том мире, в котором мы живем. Иными словами, когда мы пишем фантастическое произведение, в котором действие происходит в нашем мире, мы вводим фантдоп. Скажем, все корабли как корабли, а где-то плывет «Наутилус».

Но огромное количество фантастических произведений отправляет нас в миры далекой-далекой галактики или всяких вселенных, параллельных и перпендикулярных нашей, а также примыкающих к ней под острым углом. Как там обстоят дела?

Обратимся к нарратологии (теории повествования). В ней есть термин фиктивный мир. Что это такое? В. Шмид раскрывает смысл этого понятия так: «Быть фиктивным – значит быть только изображаемым. Литературный вымысел – изображение мира, не претендующее на прямое отношение изображаемого к какому бы то ни было реальному, внелитературному миру. Фикция заключается в деланьи, в конструкции вымышленного, возможного мира. Для мимесиса создатель изображаемого мира может черпать элементы из разных миров. Тематические единицы, используемые им как элементы фиктивного мира, могут быть знакомы по реальному миру, встречаться в разных дискурсах данной культуры, происходить из чужих или из древних культур или существовать в воображении. Независимо от того, происходят ли тематические единицы из реального, культурного или воображаемого миров, входя в фикциональное произведение, они непременно превращаются в фиктивные единицы» (Шмид В. Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – С. 31).

В приведенном определении есть весьма расплывчатая фраза: «<…> изображение мира, не претендующее на прямое отношение изображаемого к какому бы то ни было реальному, внелитературному миру». Фиг его знает, что такое прямое отношение. Можно по-разному трактовать. Но все становится на свои места, когда мы читаем дальше. Фиктивный мир – это вымышленный, возможный мир. Все миры, которые помещаются в далеких галактиках и параллельно-перепендикулярных вселенных, – возможные, вымышленные. Даже если мы утверждаем, что описываемый нами мир жутко похож на наш (мой любимый цвет, мой любимый размер мой любимый прием), он все равно только возможный, он все равно вымышленный. Все, что взято из нашего мира, автоматически превращается в нем в фикцию.

Может ли в нем быть какой-то фантдоп? Нет. В нем нет подлинной реальности. В нем только фикции. На все эти бесчисленные фиктивные миры существует один-единственный общий фантдоп – допущение, что эти миры действительно существуют. Внутри же – сплошная фикция. И никаких фантдопов.

Специфика такого мира определяется соотношением двух факторов фактора схожести (ФС) и фактора инаковости (ФИ). Первый фактор – то, что мы позаимствовали из нашего мира (а мы что-то заимствуем всегда, даже когда конструируем мир, в корне отличный от нашего), второй фактор – то, что мы просто придумали. Соотношение этих двух факторов, роль и вес каждого из них определяются авторским замыслом. И только им.

Из сказанного следуют весьма интересные выводы. Но о них в следующий раз. Берегите себя и не швыряйтесь терминами, дабы не зашибить ненароком ближнего своего. Или дальнего.

Comments8

We Use Cookies