Lixta
08 March 2024 in 13:44
Рецензия на роман «По следу водомерки»

Я очень люблю, когда всё загадочно и ничего непонятно. Но при этом всё ещё должно быть логичным. Предельно логичным, чтобы каждая деталь головоломки встала на своё место, а не существовала ради антуража. Нет, если нелогично, то тоже простительно, ничего не имею против психоделики, но сейчас о другом. Так вот, перед нами прекрасны образец логичной и запутанной головоломки, которая полностью раскрывается, все нити сходятся в одну, и до определённого момента довольно трудно догадаться, кто будет виновным лицом.

В виду профдеформации мне обычно трудно воспринимать детективы. Во-первых, слишком хорошо знаю матчасть, а во-вторых, ну, когда имеешь дело с реальными делами, сразу понятно, кто во всём виноват. Если, конечно, автор не пренебрегает логикой. Так что обычно приходится выбирать одно из двух - либо сразу всё понятно, либо отсутствует логика. Но эта книга является тем редким случаем, когда и логика на месте, и голову поломать всё же приходится. С логикой тут вообще отлично, но обо всём по порядку.

Итак, начнём с персонажей. У нас есть два основных действующих лица, ведущих расследование. При этом они очень разные. Каждый характер имеет свою историю, все эмоции соответствуют этой истории, очень точно прописана психология. С другой стороны иногда они слишком эмоциональны. Моих персонажей недавно обозвали мороженными рыбами, дескать, слишком уж они холоднокровны и безэмоциональны. И тут я поняла, что я сама точно такая же рыба мороженная. Это не есть хорошее качество, я понимаю, но когда изо дня в день ты имеешь дело с убийцами, насильниками, извращенцами и прочим, эмоции отключаются. Потому как, если они не отключатся, можно сойти с ума. Я уже давно не работаю по специальности, но до сих пор во мне присутствует некоторая отмороженность. Не то, чтобы совсем ничего не чувствую, но оно загнано очень глубоко внутрь и никак не проявляется. Здесь же следователь Данила Крещёный мне показался весьма чувствительным, хоть и говорится о нём, что он, дескать, безэмоционален. Его внутренний мир хорошо раскрыт, и мне он даже внешне не показался отстранённым или бесчувственным, он очень глубоко проживает и собственную трагедию, и материалы дела. Ламасов же и вовсе эти эмоции не подавляет. Не то, чтобы это было неверным представлением, всё-таки все люди разные, наверняка бывает и такое. Тем более, это сельская местность, небольшое поселение, соответственно и убийства не каждый день бывают. И, наверное, вот эти внутренние ощущения возьму для себя на заметку. 

Второстепенные герои прописаны не менее достоверно. И образ самой девочки, которая пропала, и образ её отца, и директора православной гимназии, всё очень и очень качественно проработано. Особенно мне понравились характеры соседей, которые присматривали за девочкой. Очень хороши вышли  сельские старички, они будто из другого мира, ветхого и вообще давно исчезнувшего, но почему-то оказавшиеся в современности. 

В целом очень хорошо передана атмосфера сельской местности, пропитанная мрачной безысходностью. Я бывала в таких местах, и мне, вот, жизнь в подобной местности вовсе не кажется мне этакой деревенской пасторалью. Никакой романтики. А вот мрачная безысходность там повсюду. Отец у меня в такой деревне живёт. Природа там, конечно, и всё такое, но, вот, идём мы по деревне, а он показывает на соседский дом — тут тётя Маша живёт, она своего мужа в бочке засолила, но то давно уже было, а этот дом пустой - всю семью из-за машины прирезали. И так далее. У всех какие-то тёмные истории. Впрочем, меня это никогда не пугало, наоборот, какая-то извращённая притягательность у этой мрачности есть. Вот эта книга вызвала похожие ощущения. Здесь нет чудовищ, здесь есть только наша объективная реальность, которая на самом деле пострашнее голливудских хорроров может быть. Некоторые для поднятия настроения читают что-то позитивное, а я люблю читать вот такое, потому как оглянёшься вокруг — да у тебя всё просто замечательно. Этакая психотерапия получается. И никакой депрессии.

Интересна здесь и структура романа. По сути, мы видим достаточно короткий промежуток времени. Всё верно, такие дела либо раскрываются по горячим следам, либо не раскрываются никогда. Но в то же время нам показывают эпизоды из прошлого, которые раскрывают каждого героя, раскрывают в целом всю жизнь в этом маленьком поселении. И нет, путаницы не происходит.

Немного придирок к матчасти. Время действия не указано, но если сложить все детали, получается, что у нас временные рамки от 1999 года до 2006. Поэтому убийство и безвестное исчезновение - это подследственность прокуратуры. Тут как раз Данила Крещёный является следователем прокуратуры, а вот про Варфоломея Ламасова сказано, что он сотрудник милиции. Однако сотрудники милиции не участвуют в следственных действиях. Но! Если у нас потеряшка, то тут в милиции заводится ОРД — оперативно-розыскное дело, материалы по таким делам передаются по секретной линии, не каждый прокурорский работник вообще имеет право эти материалы принимать и проверять. Ещё милиция принимает участие в уголовном розыске, если следователь установил лицо, но это другое. И тут участвуют не следователи милиции, да, там тоже следователи есть, но занимаются делами по другим статьям, менее тяжким, а опера. Именно опера ведут розыск, и только розыск. Они не ведут допросов подозреваемых, не участвуют в следственных действиях, а только ищут. То есть взаимодействуют со следователями, но не как напарники. Это в американских фильмах двое полицейских расследуют убийства, у нас не так. И прокуратура (а нынче следственный комитет) не является аналогом ФБР. В общем, замороченная система и мало кто реально представляет, как это делается, потому как дела такого рода, как уже говорила, засекречены. То есть опера участвуют только в качестве силовой поддержки или в розыскной деятельности, а всего дела могут вообще не видеть. И всех доказательств чьей-либо причастности тоже. Но в книге Ламасов и допросы сам ведёт, и доказательства собирает. Но тут следует учитывать время и место, так что, по сути, это не косяк произведения. Ещё не прошла реформа, ещё толком не налажено межведомственное взаимодействие да ещё и сельская местность. Кадров там всегда не хватает. Поэтому там и уборщица в следственных действиях может принимать участие, не то, что мент. Когда я работала, у нас тоже были проблемы с кадрами, и секретку возила уборщица, это было в порядке вещей. А я ездила вместо прокурора-криминалиста со следователями, хотя это вообще не входило в мои обязанности, но не хватало штатной единицы. В общем, такой бардак в принципе был нормой в то время. Так что меня не покоробило, что Ламасов допросы ведёт и вообще в расследовании участвует. И не такое бывает.

Что касается сюжета, продуман очень грамотно, как уже говорила, логично прописан, есть ложные линии, из-за которых начинаешь подозревать непричастных лиц. Но, пожалуй, свои подозрения спрячу под спойлер. Если вы собираетесь читать книгу, ни в коем случае его не открывайте. 

Спойлер

Итак, сюжет строится на внезапном исчезновении девочки. Она пропадает из собственной спальни, и сразу же подозрение падает на директора православной гимназии, однако эта линия слишком очевидна, и у меня больше подозрений вызвал отец девочки. Собственно, это одно из правил расследования. При пропаже ребёнка в первую очередь проверяется причастность ближайшего круга, родителей и других родственников. Печально, но чаще всего именно так дела и обстоят. А тут ещё отец и окно закрыл, и стул зачем-то переставил, ну, явно что-то скрывает. Собственно, да, ему было что скрывать, но несколько иное. Однако отец выглядит в меру подозрительным, но в то же время показаны его переживания об исчезновении дочери, которые отводят подозрения. В целом очень хорошо линия отца прописана. 

Однако после нахождения трупа, становится ясно, что это, так называемое, "детское убийство". Вот тут очень хорошо описано и положение тела, и травмы. Прям очень реалистично. Оно так довольно часто случается. Всё дело в разнице в росте и физической силе. Взрослый совершенно не так будет убивать ребёнка. Ему нет смысла брать кирпич, нет смысла сталкивать жертву в яму. Более того, удар таким образом при значительной разнице в росте вообще не нанесёшь. Так что в момент обнаружения трупа стало ясно, что убийца кто-то из детей. И это же подтверждает патологоанатом в тексте. В то же время линия неочевидная. Уже зная обо всём происходящем можно было заподозрить и подругу девочки Настю, и любого из мальчишек, ну, и того, кто на самом деле убил. Мотив в принципе тут мог быть у любого, но мне понравилось, как автор представил мотив именно убийцы. Очень грамотно прописана психология антагониста и причины преступления. Ощущается лёгкий мистический флёр, который, впрочем, не оправдывается. А, может, мы всё-таки чего-то не знаем.

В целом сюжет вышел отличный. Далеко не каждый догадается, в чём там дело, если, конечно, не заглянет под спойлер. 

Отдельно отмечу стилистику произведения. У книги очень красивый язык, метафоричный, но в то же время он не мешает видеть происходящее. Это довольно редкое качество. Увлечение средствами выразительности нередко приводит к тому, что за ними теряется картинка. Здесь такого нет. Всё очень красиво и точно. Стилистика вообще выше всяких похвал.

И отдельно хочу сказать об аудиоверсии. У книги есть отличная озвучка, полностью соответствующая атмосфере книги. Чтец просто потрясающе играет роли персонажей, они у него тоже все разные, каждый со своей характерной манерой речи. Очень здорово получилось.

В общем, если вы любите мрачные головоломки, книга вам определённо понравится. Всячески рекомендую к прочтению.

Comments11

We Use Cookies