Родился он в поселке, затерянном в лесах - когда-то давно, когда разогнали Сечь, пришел сюда его предок с отрядом своим, так и осели здесь. У них никогда не было крепостного права - такие льготы получил казак за то, что увел свой отряд из Сечи и стал сотником императорского полка.
Родился он до революции, когда жизнь была предсказуемой, подчинялась древним традициям, они потихонечку и полегонечку менялись, не доставляя, тем не менее, особенных неудобств.
Родился он не бедности, в скромном довольствии, отношения между людьми были уважительными - и дело было не в том, кто богат, а кто беден, а в том, что все были в равном положении. Хотя пан у них был, хутор его рядом был - большое хозяйство. Говорят, после революции пан велел коляску подать, на вокзал везти - больше его никто не видел. И потом разобрали его хутор по камешку, ни хозяйства, ни дома, ни даже семейного кладбища не осталось...
На первых фотографиях лица его семьи серьезны, они старались выглядеть благопристойным семейством - были выбраны лучшие наряды, по старшинству рассажены дети, родители смотрят строго, прямо в камеру.
А он был неслух, поэтому у него одного на этой старой фотографии, когда нужна была еще долгая выдержка, размыто лицо...
-- Может, это не ты? - говорили ему
-- Может и не я. Но семейство мое - он всматривался в лица людей, которые уже давно умерли и лишь он один - ребенок с палкой в руке и размытым лицом - жив.
Он не запомнил, как проходили события, которые изменили мир, не может сказать -лучше стало или хуже, но на фотографиях семейство выглядело уже не таким чинным, наряды попроще, цветные, дорогие шали и длинные сережки женщин запрятаны в сундук, а может и проданы в тяжелые времена и поэтому тяжелые времена прошли мимо него.
Война обошла их стороной и первый раз он столкнулся с внешним миром уже после школы. Мир поменялся. Вот эти устоявшиеся правила и внутренне уважение к друг другу в обществе, где он вырос, уже не действовали. Все было по-другому.
Тяжелое бремя налогов, обязанностей, ограничений и прочей несправедливости, которую всегда чувствовало крестьянство, но которую его семья и его поселок счастливо избежали в последние двести лет, настигло их, вопреки тому, что говорилось на собраниях, декларировалось на плакатах и кричалось из громкоговорителей. Как раз к моменту окончания школы, их свободный мир кончился. И как раз тогда же умерла его мама - якоря, который мог удержать не было.
Бежать, бежать прочь! В большой город, в столицу, в город Харьков - там точно есть тот новый мир из плакатов и громкоговорителей.
Не смотря на хороший аттестат и знания, на инженера сразу поступить не удалось. Потому, что в институте принимали экзамены совсем не на том языке, на котором он разговаривал, на котором учился в школе и, как обещала новая власть, которому теперь везде дорога - нет больше тюрьмы народов!.
Пришлось потратить еще год, чтобы выучить язык, которому снова назначено быть "городским".
После окончания обучения никто из их выпуска не был оставлен ни в городе Харькове, ни в Украине - все они были распределены по самым дальним уголкам того, что так и осталось империей. Все они, лучшие из лучших земли своей, были отправлены подальше, чтобы не узнать от родственников, что творится в их селах и городках чтобы терялись письма, отправленные далеко, чтобы страшно было их писать....
И в следующий раз он увидел своих родных больше, чем через десять лет.
...Купюра в десять лет на самом деле заполнена значительными и трагическими событиями, которые стоят отдельного рассказа, но не совсем по теме этого...
Когда через десять лет он вернулся домой,оказалось что он совсем забыл родной язык, он думал уже по-другому. Дома к этому отнеслись понимающе - как же, он ведь самый успешный из их семьи, он столького добился, понятное дело... Да и сами они стеснялись говорить в городе на своем "сельском" языке - так спросишь у кондуктора билетик, а она смотрит высокомерно, будто они быдло какое...
Впрочем, его подзабытый язык пригодился власти - он стал инженером в новоприобретенных землях, там говорили также, это способствовало, как бы это сейчас сказали, интеграции. И снова язык вошел в его жизнь, и снова язык пустил корни в нем, а он сам на этой земле.
Но начальство не нуждалось более в говорящих интеграторах, более того,опасалось, что поддавшись на на общность языка, возникнет общность мыслей с теми, кто на нем говорит. А это было совсем не то, чего добивалась советская "интеграция".
И он опять отправлен бы в дальние края. И большая семья не дала ему возможности не сделать этого.
И, когда после нового долгих переездов и переводов, он вернулся домой, на его родном языке не разговаривал практически никто - даже его семья в его казацком селе, стала говорить на отвратительном суржике - который коробил его уже русский слух, но ранил его сердце.
Да и он-то начальник уже, на главк нацелился - неудобно разговаривать, как будто он из села...
Его честолюбивая жена, которая вложила много сил в его успешную карьеру, нацелилась на Москву - накрывала столы, улыбалась, плела интриги и почти все было готово - они поехали в Москву "на смотрины" - как вдруг он сказал "не поеду!".
Почему-то ему казалось, что это очень унизительно и отвратительно, вот так капитулировать, солидному человеку - отличному специалисту, отцу семейства и фронтовику - лебезить перед министерскими мордами, принимать, как милую шутку хихиканье над его акцентом, вот это покровительственно-снисходительное "хохол", не со зла говорившееся, а в добрую шутку, выводило его из себя
-- Ради будущего детей! - умоляла жена - В Москве для них будет лучше.
А он представлял, как дает по морде своему министерскому начальству, не взирая на должности и регалии
-- Не поеду! - мрачно сказал он жене, - Посадят.
Та вздохнула и смирилась. Но, когда старший сын, способный и перспективный, получал паспорт, она велела в пятой графе написать "русский".
-- Это для его карьеры нужно! - объясняла она мужу, - Какая там разница, кто, там, кто на самом деле. Главное, что в личном деле написано. Сам же понимаешь...
И он понимал. И это было ему неприятно. И он смирился.
Он никогда не разговаривал больше на своем языке. Даже со своей родней. На суржике разговаривать не хотел. Но, уже в глубокой старости, дразнил свою жену:
-- Закрой хворточку! - намеренно так говорил.
Она раздражалась и ругалась - ненавидела, когда коверкают язык и ее перед соседями позорят. Но эта его "хворточка" была его жалким протестом против всех этих компромиссов, которые он принимал - сначала для того, чтобы выжить, а потом, чтобы жить хорошо.
Еще он читал книги только на украинском языке. Вот, их так много было, они в довесок к редким, "на нормальном" продавались, поэтому их много было - вот он их и читал.
А в том возрасте, когда он мог уже позволить себе быть безумным, он увлекся древней историей. Начитавшись книжек, говорил, не стесняясь соседей:
-- Гунны! С востока пришли гунны! Уничтожили все - культуру, веру, народ и язык... - и тому подобное, за что в тридцать лет его бы расстреляли, но теперь соседи жали ей руки в знак поддержки его мужественной супруге.
Родной язык всех его многочисленных детей, внуков и правнуков - русский.
Но никто не просит их защищать. Более того, сделает многое, чтобы вернуть утраченное и чтобы наконец оставили бы в покое.
И гунны, и кто бы ни было еще.
...и хотелось бы заметить, что русскоязычное население не является каким-либо абстрактным понятием, оно состоит из множества частных историй. Иногда из таких.
We Use Cookies
Some of them are necessary for the website to function, while others are used for personalization. Learn More
Comments13