Тут нонче вышел спор по поводу грамотности текстов. О том, имеет ли автор право нарушать правила со своими коварными целями. Недолгий спор. В ответ на мой первый коммент (ну, не только мой, но в том числе) автор выкатил второй пост. А потом, ответив на первый же комент там, добавил меня в ЧС, не дав возможности нормально ответить.
Ах, так и чую, АТшным духом повеяло! Прямо так и хочется мутную ностальгическую слезу с глаза смахнуть.
Вообще, замечу одну вещь: лично я всегда воспринимаю добавление человека в ЧС как признак слабости. Добавление же в процессе спора - это фактически признание собственного поражения, на мой взгляд. Ты буквально соглашаешься с тем, что у тебя либо нет способностей либо желание продолжать диспут. И да, это сугубо моё личное мнение, но так я это воспринимаю. И любой человек который добавил меня в ЧС теряет изрядную часть моего уважения. Не то чтобы оно для него важно было, уважение это, но всё-таки замечу такую деталь.
Я же в свою очередь, коль скоро спор столь скоропостижно и неприглядно завершился, хочу обозначить своё отношение к данной проблеме уже в собственном блоге.
Итак, для начала замечу: ошибка, опечатка и нарушение правил это немного разные вещи. Логика требует перед началом пояснений уточнить терминологию. И вот как я это понимаю:
Ошибка, это когда вы не знаете, что перед "что" нужно ставить запятую. Или забываете её поставить. В общем, это сугубо ваш косяк, который вы легко могли бы допустить и записывая свои мысли в тетради гусиным пером. Довольно часто человек и сам понимает, что допустил ошибку если ему в неё носом ткнуть, но заметить самостоятельно её бывает очень трудно. А ещё он мог подзабыть нужное правило, а потом такой: "А... Ведь точно!".
Опечатка - это тоже ошибка, но сугубо механического свойства. Когда вы плохо зажали Шифт, и вместо запятой поставили точку. Когда промахнулись по клавиатуре, и вместо Я пропечаталась Ф. Или вы допустили ошибку, а Ворд взял, и поменял написанное вами слово на другое. Без ошибки теперь, но по смыслу не подходит. В общем, это косяк технических средств и пальцев, а не намерений или внимания. Вы также можете при написании стихов гусиным пером поставить лишнюю чёрточку случайно, и превратить И в Й. Кстати, не забудьте извиниться перед птицей.
Нарушение же правил предполагает, что вы эти правила знаете, либо хотя бы догадываетесь об их существовании, но сознательно решаете их игнорировать. И да, это тонкая грань, ибо и опечатка и ошибка тоже являются нарушением правил, но... тут важна причина. Ошибка - это косяк. Его, как правило, можно легко признать и по возможности исправить, если указали. Морально для некоторых это будет сложно, но в принципе, если это именно ошибка, в ней можно признаться. В опечатке тем более. А вот нарушение правил, это когда в ответ на претензию и указание, вам, вероятно, ответят одно из двух:
"Да мне вообще по..."
или же
"Так и было задумано".
Первый ответ опустим. Да, есть такие люди, но в большинстве случаев, литературой, даже любительской, они не занимаются. Тут вообще отдельная тема для рассуждений, какие правила можно нарушать чтобы коммуникация не страдала, а какие нельзя, но... суть в том, что они есть. И коль скоро они пишут рассказ или роман, на качестве его это вряд ли хорошо скажется.
Совсем другое дело сознательное нарушение правил с какими-то авторскими целями. Какими? О, тут имеется целое море возможностей, и всех их не перебрать. Например из соображений нонконформизма. Ради большей выразительности. Для подчёркивания каких-то личных качеств персонажа. На самом деле, в литературе это не очень распространено, но массовая культура в целом знает множество подобных прецедентов, которые становились очень популярны, и даже оставили большой след. Про язык "подонкафф" вспомнят люди постарше, но меня он в старые добрые не впечатлил, хотя картинки на Удаф.ком были забавные. Зато я обожаю комиксы про Вонни и его друзей. Там над языком издеваются нагло, цинично, и с чётко определёнными целями. Персонажи комиксов не внешностью своей запомнились, а именно манерой говорить и броскими фразочками.
Ой, да чего там, даже классики (на трудах которых во многом наш язык современный основан) весьма вольно с ним обращались. И обращаются. И будут обращаться. Особенно это себя проявляет в поэзии, где над ударениями и окончаниями кто только не издевался. И тоже цель более чем понятна: если ты можешь вставить броское и меткое слово, отказываться от него ради каких-то там правил ударения... такое себе.
Рассмотрю это на собственном примере ещё, чтобы не казалось что я нос задираю. Моё творчество сугубо любительское, и ошибок в нём хватает. Именно ошибок. Опечаток тоже. А уж если черновик на телефоне набирался... там уж точно всех косяков не отловить, хотя я очень стараюсь. В общем, назвать меня грамотным автором в этом смысле нельзя, хотя я к этому и стремлюсь. Уже болеем-менее готовый текст я всегда оставляю на передержку, жду минимум несколько недель, потом перечитываю ещё раз с правками, потом прогоняю через всякие сайты проверки ошибок... В общем, вряд ли можно сказать, что я ничего не делаю для их исправления. Но это, конечно, не позволяет их полностью избежать.
Однако я иногда иду и на сознательное нарушение правил. Порой иду зря, не понимая, как оно читается со стороны. Потом жалею об этом, исправляю. Но иногда, даже спустя годы, я нахожу какие-то решения вполне оправданными. Я могу, например, написать через дефис то, что писать-то вообще-то не надо, по правилам. Это может быть способом, например, придать авторскому тексту или речи персонажа некую легкомысленность. Я могу коверкать слова и особено их окончания, если считаю, что персонаж может именно так сказать. В общем, этот вариант мне не чужд. И, как мне кажется, не чужд он довольно многим. Вот честно слово, если выбирать кого читать: автора, который ради творческих целей отступает от языковых правил, или автора, который им следует даже когда это уменьшает, к примеру, выразительность текста... Я выберу первого. Ну, при прочих равных. Да, знаю, это такой костыль, и воистину хороший писатель может быть и выразительным и следовать правилам, но... Как показывает пример классиков, таких идеалов в мире не существует. И если ты не возьмёшь костыль, когда наступать на ногу больно, далеко тебе не уйти.
Опять же хочу заметить: правила это не догма. Те же классики их во многом сами и формировали. А ещё они существуют с конкретной и вполне понятной целью: облегчение коммуникации. Это примерно как первое правило логики - Правило Тождества. Невозможно вести разумный диалог с человеком, если вы не договорились о терминах. Точно также невозможно вести переписку с человеком, если он не понимает, чего же вы там собственно пишите. И да, очень часто, нарушение одного или двух правил вообще не повлияет на то, как будет восприниматься текст. Но есть ведь и кейсы в духе "Казнить нельзя помиловать", где пропущенная или же поставленная не на месте запятая может исказить смысл фразы на противоположный. А человек ведь вам в голову не заглянет! И хорошо ещё, если по контексту вас поймут... А если нет?
В общем, правила нужны. И всё равно, правила эти - не догма. Даже в литературе. Если читатель поймёт о чём пишет автор, нарушение правила не кажется чем-то преступным.
Уточню. Нарушение правил не есть что-то хорошее само по себе, но оно бывает оправданным, обоснованным авторским замыслом. А уж стоило ли оно того или нет, будет судить сам автор и его публика.
И ещё, мне в рамках обсуждения заметили, что писать безграмотно, дескать, это неуважение к читателю. Хочу на это ответить.
Во-первых, критерий сей крайне манипулятивный. Пьяному и косой взгляд крайнее неуважение, а человеку с железными нервами и прямые оскорбления пофигу будут. Оценка самих читателей тут необъективна, а реальные побуждения автора мы вряд ли узнаем. Так что хрен поймёт, уважает их автор или нет.
Во-вторых, кто вам вообще сказал, что автор читателей уважать должен? Да, звучит это странно, но... Отношения автора и читателя это процесс, в некотором роде, интимный. Кому-то нравится грубости, а кому-то... В общем, автор сам устанавливает со своей аудиторией определённый контакт, и я не вижу никакого морального права в этот процесс вмешиваться.
Я могу согласиться с тезисом более широким: что низкое качество работы означает некоторую степень неуважения к читателю. Однако, нарушение правил вовсе не означает, что работа плоха. Интуитивно кажется, что обилие ошибок и опечаток - это да, это неуважение. Мол, автор не удосужился свою работу проверить. Но простите, а кто вы или я такие, чтобы об этом судить? Автор может пишет редко, от души, и вообще не желает особо творчеством сколь либо всерьёз заниматься. Он написал на эмоциях, пробежал глазами и опубликовал. Ему только на это сил и смелости хватило. Кому-то нравится? Вот и хорошо! Это, ещё раз подчеркну, интимный процесс, в который вмешиваться даже как-то... аморально что-ли. Хотя принцип работает в обратную сторону - вы имеете полное право считать, что автор подобной работы буквально плюнул вам в лицо, раз выложил столь сырую вещь. Ваши мысли и чувства сугубо ваши, пока вы их не озвучили или не написали. Тогда они уже становятся предметом общественного обсуждения.
Ещё проще мне согласится, когда речь идёт о книгах платных. В данном случае книга уже не только творчество, но и товар, а за качество товара нужно более-менее отвечать.
Однако ни в коем случае нельзя всех авторов ровнять под одну гребёнку.
Вот так.
We Use Cookies
Some of them are necessary for the website to function, while others are used for personalization. Learn More
Comments22