Ян Ворожцов
21 April 2024 in 15:10  
Темница для Солнца (пост о творчестве, с картинками, мифологией и художниками :)

Появился повод написать что-нибудь по своем рассказе (может кто захочет и прочесть потом, тогда он тут: https://freedlit.space/book/958), плюс показать, чем он вдохновлен и навеян, и что, собственно говоря, там происходит и почему именно так? Хотя полных объяснений тут не будет, конечно, хех. Но будет интересно и познавательно, обещаю!

Поехали.

Нынче я работаю над большой задумкой и, наверное, это работа наиболее личная, поэтому даже выставлять рассказы, связанные с ней, я не хотел — но оба родились из конкурсов на сайте, где нужно было написать случайный рассказ и уложиться в 5 тысяч знаков. Конечно после конкурса я расширил повествование, однако оставил его именно в том виде, в каком люблю читать сам (привет "И гаснет свет" и "Мое пост-имаго" В. Торина), то есть в виде загадок, где ничего прямо не говорится, но символика работает друга на друга плечом к плечу.

Знаю-знаю, кто я такой, чтобы сидеть и что-то там думать про мои книги? Получал этот упрек и не раз, хотя из книг-загадок у меня только этот рассказ. Да собственно мне нет дела, кто будет думать или нет, однако, написав этот рассказ почти год назад, я кое-что подзабыл и, теперь перечитав его, вижу, что в целом почти все написано именно так, как должно быть — хотя пару фраз, которые происходят из неозвученных мыслей, можно было бы урезать. Но обо всем по порядку.

Алярм! Если вы вдруг подумываете сперва прочесть рассказ, то лучше не читайте дальше и не открывайте спойлеры, а если прочтете и захотите расшифровку: можно их и пооткрывать.

Итак.

Рассказ начинается со сцены, в которой нищий Саво просит у старушки угостить его чем-нибудь, пригласить к столу в обмен на сказки или т.п. Эта сцена навеяна, как в целом и весь рассказ, финской мифологией и, в частности, картиной Хьюго Симберга, где смерть представлена как нищий-попрошайка, дожидающийся, когда человек расстанется с бренной плотью:

7_66251e23962c1.png

Калма-смерть, упоминаемая также в мифологии эстов, но там она носит другое название, кажется, мордус? Простите, могу путать, уже подзабыл, плюс адаптировал мифологию под свои нужды. Мордус по ночам стучит швейными принадлежностями и у каждого человека свой мордус.

В этой же сцене Саво напоминают, что попрошайничать у стариков — дело дурное. Над ними и без того, мягко говоря, висит попрошайка. 

Спойлер

В "Темнице для Солнца" показаны все "стадии" развития Калмы-смерти (или мордуса), как они видятся автору, но нигде прямо не указывается, что одно существо есть последствие другого: первая стадия это, как оно есть, скелет-попрошайка, который не имеет никаких средств к восприятию мира, у него нет глаз, ушей и т.п., и поэтому он всегда сопровождается котом (в моей мифологии красным. Почему? Не спрашивайте) и ждет человеческой смерти — после он забирает все, что считает ценным, глаза, кожу, кровь, иногда волосы и т.п. вещи, символически и функционально имеющие свое назначение, более того, для Калмы категорически важно, чтобы человек все-таки сохранил сущностные органы в целости, ведь они будут его будущим телом; следующая стадия Калмы — это упоминаемый несколько раз по сюжету безобразный карлик, прототипом которого служат (хотел написать "реально существующие") маахисы — существа из финской мифологии, живущие под землей, добывающие железо, но выглядящие как безобразные уроды с оползшей кожей, словно они надели на себя чужую плоть; отдельную роль играют одежды Калмы — они черные и поношенные, черный цвет тоже важен в символике моего мира, обозначая принадлежность к потустороннему, которая может захватывать мир подобно грязи или саже, которая оседает в дымоходах.

В первой же сцене упоминается также дымоход — ключевой символ в моей мифологии, олицетворяющий связь между жизнью и смертью, а также между миром человека и его двойника (не Калмы, а другого существа). Но сам дымоход играет в сюжете роль иллюстративную для другого персонажа. Он появляется буквально в следующей сцене под именем Незнакомца-в-Черном.

7_6625219fb15a5.png

Вот он в интерпретации Midjourney, весьма похож

Незнакомец-в-Черном встречается с Саво на тропе, где растет береза. Саво просит у незнакомца немного денег, и тот дает ему их — но не из злого умысла, а просто потому что такова его роль в этом мире:

Спойлер

Он займодавец. Он - солнце, которое дарует огонь жизни и богатств. Более того, одно из его имен Калев, не указанных в тексте - отсылает к "Калевале". В Калевале идет противостояние мужчины-женщины. Светлая, солнечная страна Калевала, управляемая мужчинами, вся такая благородная и всегда правая, в некотором смысле враждует со страной смерти, холодной, недружелюбной страной тьмы Похъёлой, где правит страшная нойда... блин, забыл имя, представляете? Лоухи, вот. Конфликт обозначен более чем прозрачно и прозаично для мифолого-религиозного (мужчины - хой, женщины - ацтой), хотя в моем рассказе он не фигурирует, хотя играет иной гранью. Что касательно самого персонажа, он не просто трубочист и займодавец — он находится одновременно в двух мирах. Его черные руки — не только от чистки дымоходов, они еще и от принятия родов, но это — другая история.

Как бы там ни было, Незнакомец-в-Черном передает Саво мешочек с деньгами: и ему наплевать, как он им распорядится. Все решит закон мира.

После того, как Саво получает деньги и понимает, что их было куда больше, чем он предполагал, он, само собой, начинает их тратить на то, на что потратил бы любой — дом, жена, приличный костюмчик, громкая свадьба на красивой и молодой девочке по имени Ирма, да и сам Саво, надо сказать, прихорашивается.

7_6625248fc672f.png

Саво от той же нейросетки

Более того, будучи знаком с обычаями и суевериями (как мы помним, в начале он предлагал старушке сказки и разные прибаутки за еду), Саво создает из монеты оберег, и закладывает его в земле, которую купил и где будет его дом.

Он, может, не слишком верит, но скорее делает это перестраховки ради и со своей долей искренности.

Спойлер

В финской мифологии этот жест нужен для того, чтобы откупиться от маахисов — настоящих владельцев земли, которые ходят в мир по муравьиным тропам, связующим подземное царство и наземное.

В дальнейшей сцене сватовства, когда Саво выкупает для себя жену, ее отец косвенно намекает, что продал бы ее маахисам — согласной той же финской мифологии это существа берут в жены юных девушек и платят очень неплохие денежки (вроде бы все верно, очень давно не копал финку, уже совсем перешел в свою интерпретацию, и в согласии с ней все хорошо). Саво знает, о чем говорит отец Ирмы: и, вероятно, в будущем Саво планирует продать дочку маахисам — об этом непрямо, но косвенно говорит то, что он радуется именно рождению дочери (с блеском в глазах) и называет ее Кюллики ("золото" на ломаном финском).

Жаль я вырезал эпизод в пару строк, где Саво в разговоре с женой настаивает, что родится именно дочь, а вот Ирма — плачет рождению девочки. Она тоже все понимает.


7_66252600ebec9.png

Ирма, прям сто процентов в образ

Дальше.

В следующей сцене раскрывается мифология города: Ирма ходит по магазинам, замечая, что в мире стало куда меньше солнца, чем было прежде;

Спойлер

Здесь нетрудно провести параллель с золотом, которое расходится по рукам торговцев и утекает даже в другие города и страны — мы помним, что Саво позвал на их свадьбу "священика с Лаадожи, а певцов — из Эстонии", и торговля солнечным светом, то бишь золотом, и "народными богатствами" оскудняет местную мистическую атмосферу. Вся расточительность Саво остается за кадром, но этот человек все-таки понимает, что свои деньги следует держать в чужом кармане: на случай соблазна. Он не просто хранит золото в ячейке, это защита — от самого себя.

Также Ирма разговаривает с торговцем побрякушками, который упоминает чуму, муравьиные тропы и то, что муравьев стало куда больше, а также упоминает уродливых карликов и следы, которые они оставляют (она ступня вперед, другая — назад, типичный след маахиса, который "сделал себя сам"); также Ирма вспоминает свою мать, исчезнувшую при очень странных обстоятельствах из их дома (а в домах есть что? Правильно...); дальше показывается рутина Ирмы и домашний труд, а она — ткачиха. Не сказать, что это важно, но в символике играет роль. Пока она работает, к ней приходит Незнакомец-в-Черном.

Спойлер

Он уже не тот, что был раньше: его лицо не золотое, в глазах нет огня, потому что золото — растрачено, оно растеклось, но скоро все вернется. Он приходит не изымать долг, потому что он не дает в долг в прямом смысле. Он дает огонь — огонь жизни, воплощающийся в форме золота. Однако, я сам допускаю такую трактовку, что если бы Саво не открыл мешочек, если бы он не заглянул внутрь, если бы он не увидел в нем золото — он мог бы просто держать дар при себе, и тот продлил бы ему жизнь, а может, дал еще что-то. Не уверен. Я не люблю сто процентные трактовки и никогда их не допускаю даже как автор. Все должно быть символом, но мотивации — должны быть объяснены последовательностью в достижении цели.

Как бы там ни было, в следующей сцене мы видим, что Саво приходит домой сокрушенным после визита Незнакомца-в-Черном. Саво утверждает, что все золото подменили, и теперь они банкроты. Не то, чтобы он был действительно удручен — но он расстроен и довольно сильно. Плюс выпадает его золотой зуб и он думает, что это случайность.

Спойлер

Но нет. Все золото, включая оберег, который Саво положил в землю, обращается в камни — параллель с Незнакомцем-в-Черном и его глазами и цветом лица возвращается и взаимоиграет. Более того, спадает защита, которую обеспечивал оберег-монета. Но Саво догадывается об этом слишком поздно.

Дальше мы видим, что происходит ночью в доме Саво. Ирма просыпается, но самого Саво нет (он отошел по делу, ведомый догадкой), а потом случается то, что случается, но что это значит?

Спойлер

Происходят две вещи одновременно: похищение ребенка и исчезновение Ирмы. Ребенок похищен маахисом — Саво видит его следы, странные и нечеловеческие, когда бежит к горящему дому. Маахисы — любят воровать детей, но есть беда в лице закона "подменил-положи". Все смотрели фильмы про Индиану Джонса? Во-во. Здесь почти то же самое. Почему многие существа в мифологии оставляют подменышей? Вот именно потому закону. Маахис не просто оставляет дитя — он оставляет существо, похожее на ребенка, но без костей (стоит ли здесь пояснять? Думаю, наверное, нет. Здесь работает система "кости-тело", но есть нюанс). По поводу Ирмы — здесь срабатывают сразу две вещи: дымоход является если не обиталищем двойников, то их способом пролезть в мир человека, а второе — Калма и то, что Калма не может допустить смерти человека в огне. Как мы помним, ему нужны глаза и все прочее. Сгоревший человек не оставляет после себя ничего, кроме праха. Впрочем, Калма может использовать и его, наглядный пример:


7_66252b04cae25.png

Калма и сад смерти, картина Хьюго Симберга

Заканчивается история тем, что Саво плачет от утраты. Он пытается спасти свою дочку из огня, но ведет его не любовь отнюдь — это не оговаривается прямо, но он хотел толкнуть свою дочку маахисам, когда она вырастет (ну да, о таком с женой не поговоришь ). Вот только планы пошли прахом и мужичок рыдает на пепелище дома.

Есть ли в этой истории мораль? Не уверен, что эта история вообще про мораль. Она про загадки и составление пазла. В целом, я думаю, что составить его нетрудно, если проследить основные плечи мифологии, которая уже обозначена: но опять же, я ненавижу однозначные трактовки и обожаю, когда люди видят разное. Да, я никогда не буду раскрывать всех карт прямо, особенно в подобных книгах — где-то я слишком раскрываю. И знаете, я даже вдохновился, написав этот пост. История вышла хороша, правда кое-где местами слог мне не нравится. Но все работает как часики. Детальки и намеки — они не зря :)

Такие дела. Спасибо, надеюсь вам понравилось!

Comments8

We Use Cookies