Почему я пишу фэнтези?

Написал я два поста о себе любимом. Задумался. Два – число так себе. Три – вот число! То есть третий писать надо. О чем? Ну, тут без вариантов. Про себя, прости Господи, литератора. А чего я пишу? Просто стихи и фэнтези в стихах и прозе. Про стихи чего говорить. Пишу, потому что пишу. Так получилось. Лезут они из меня. Из сора растут, а во мне его полно. А вот фэнтези… Как я докатился до жизни такой – раз. Что оно мне дает – два.

Итак, раз. По жизни я – книжный червь. Вырос в окружении огромного количества книг. Читать начал в четыре года. Непрерывно читал до недавнего времени. Сейчас, как начал очень активно писать, читаю совсем мало. Времени ни на что не хватает. Но до 2021 все было не так.

Читал я всю жизнь всякое разное. Был практически всеяден. Но усиленно воспитывали меня на двух больших вещах – на мировой классике и на фольклоре. Вот с фольклора все и началось. Сперва читал адаптированные для детей сказки, «Легенды и мифы древней Греции» Куна, «Скандинавские сказания о богах и героях». Но на взрослую литературу стал переходить очень быстро. Пошли научные издания неадаптированных сказок. Я, между прочим, восемь томов «Тысяча и одной ночи» единым духом прочитал. Подключились ирландские саги. Кухулин был одним из моих кумиров. Вообще пошла эпика – «Нарты», «Манас», «Гэсэр», «Джангар», «Алпамыш», якутские олонхо, «Старшая Эдда», «Песнь о нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Махабхарата», «Рамаяна». Классика тоже подключилась. Разная. Поэмы Гомера, пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида, «Метаморфозы», Апулея, едкая сатира Лукиана Самосатского, «Витязь в тигровой шкуре» Руставели, «Амиран Дареджаниани» Хонели, романы Кретьена де Труа, сочинения Э. Т. А. Гофмана, сказочная проза Гоголя, А. Погорельский, «Упырь» и «Семья вурдалака» А. К. Толстого, «Потонувший колокол» Гауптмана, «Пер Гюнт» Ибсена. А еще были «Путешествие на Запад» У Чен-эня, «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» Пу Сунлина, сборник китайских городских повестей «Проделки Праздного Дракона», сборники танских повестей. «Мастера и Маргариту» я впервые прочитал еще в журнальном варианте.

Вот с фэнтези как таковым было плохо. Исключение составлял великолепный «Заповедник гоблинов» Саймака. Были, правда, сочинения, которые фэнтези в собственном смысле не являются, но в чем-то близки. Обстоятельства сложились так, что я имел доступ к книгам, в то время редкостным. Мои сверстники о них даже не слышали. Я прочитал циклы Берроуза о Тарзане и о Марсе, а также весь цикл Хаггарда об Алане Квотермене. Они тоже внесли свою лепту. Так были заложены основы фэнтезятничества. Список читаного-перечитаного естественно не весь. Я перечислил только то, что меня серьезно захватывало. И то не все.

Потом советские времена ушли в прошлое. И появилось настоящее фэнтези. Попытка перечисления всего, увлекавшего меня здесь, привела бы к появлению чудовищного по размерам списка. Поэтому я назову лишь уже непосредственно повлиявшее на мое собственное творчество. Тут в перечень войдут «Хроники Амбера» Желязны, ведьмачий цикл Сапковского, произведения Говарда (не только о Конане), «Темная башня» Стивена Кинга, «Черный отряд» Глена Кука, цикл о Ехо Макса Фрая. Из пришедшего последним я бы назвал великолепные произведения Бранвены Ллирской. Для части из них я имел честь быть бета-ридером, чем и горжусь.

Что еще упомянуть? Конечно же, пребывание среди ролевиков-реконструкторов (несколько лет жизни, однако), а еще компьютерные игры. Прежде всего, великих и ужасных «Героев магии и меча». Но тут пора уже переходить к пункту два.

Итак, я стал фэнтезятником. Что же мне это дает? Многое.

1. Возможность играть с мифологическими архетипами прямо и непосредственно, не переодевая их в другие одежды. А я люблю игру с архетипами. Это самая захватывающая игра.

2. Возможность уйти прочь из нашей реальности, ибо я – эскапист.

3. Возможность конструировать самые диковинные миры. Это совершенно самостоятельный кайф. Миростроительство ведь не обязательно должно приводить к написанию романов, рассказов и т. д. У меня есть вселенная, которую я создавал десять лет. Я не написал о ней ничего, зато поймал столько кайфа…

4. Фэнтези дает великолепную свободу. При написании произведений я не связан ничем. Даже законы природы соблюдать не обязан. Любой из них могу отменить в своих мирах. У меня не раз спрашивали: что курил автор, когда это писал и где взять такой хороший план? Чем я тоже горжусь. Это вам не нудный и серый реализьм.

5. Пожалуй, выделю в отдельный пункт возможность монстротворения. Монстры – великая любовь всей моей жизни. И у меня их есть! Много. Хороших и разных.

На сем я, пожалуй, прекращу дозволенные речи. Приглашаю тех, кто пишет фэнтези или только читает, присоединиться ко мне и поведать, что он с этого имеет. 

Comments48

We Use Cookies