Смотрела старые посты на АТ, а там люто осуждают, когда выпускают посты не про книжки пользователей сайта, а про какие-то другие книги. Возможно, это что-то вроде обиды или ревности, мол, как это, их читают, а меня не читают. Но мы тут не на АТ, поэтому вот вам пост книжек, которые я тут послушала/прочитала недавно (со ссылками и некоторыми цитатами). Может быть, кто-нибудь тоже найдёт для себя что-нибудь полезное.
Я предпочитаю аудиокниги. Слушаю их много, на фоне. С подругой аудиокнигами обмениваюсь: у нас вкусы плюс-минус одинаковые. К тому же, я слушаю их не для заполнения эфира хоть каким-то шумом, а потому, что мне действительно хочется что-то узнать. В книгах этих часто упоминаются и другие авторы и произведения, которые мне тоже интересны.
В данном посте будет в основном нон-фикшн и классика.
Итак, книжки. Краткий перечень:
Карта призраков - Стивен Джонсон // Мэйхью Г. - Жизнь лондонского дна в Викторианскую эпоху
Про эпидемию (эпидемии) холеры в викторианском Лондоне. Подробно рассказывается не только про саму эпидемию, а про:
Послушать здесь.
Сомнительные методы лечения:
Среди обычных врачей по поводу лечения холеры было примерно столько же разных мнений, сколько среди торговцев патентованными средствами или авторов писем в газеты. Иногда холеру лечили пиявками, обосновывая это теорией влаг: если у пациента что-то не в порядке внутри, это нужно удалить, соответственно, если у больного холерой необычно густая кровь из-за обезвоживания, от этой крови его нужно избавить. Вопреки совету Дж. Б. Чайлдса, многие врачи прописывали слабительное для лечения болезни, которая и без того выводила жидкость из организма со смертельно опасной скоростью: широко применялись касторовое масло и ревень. Кроме того, медики рекомендовали для лечения бренди, несмотря на известный обезвоживающий эффект. Нельзя, конечно, сказать, что в данном случае «лекарство было хуже болезни», но многие предлагаемые средства лишь усугубляли физиологический кризис, вызывавшийся холерой. Немногие положительные изменения, если они и были, объяснялись в основном эффектом плацебо. И, конечно же, за всей этой пестрой смесью домашних средств, коммерческих эликсиров и псевдонаучных предписаний никто не дал совета, который по-настоящему мог помочь пациентам: больше пейте.
О роли городской бедноты в жизни Лондона:
Но в 1854 году Лондон был викторианским мегаполисом, гражданская инфраструктура которого не менялась еще со времен Елизаветы. Город даже по современным стандартам был огромен; в радиусе пятидесяти километров жило два с половиной миллиона человек. Но большинство технологий, которые необходимы для нормальной жизни с такой плотностью населения (и которые мы сейчас воспринимаем как должное) – центры переработки мусора, департаменты здравоохранения, безопасное удаление сточных вод, – еще не были изобретены.
В 1851 году население Англии составляло около двадцати двух миллионов, из них два с половиной миллиона проживало в Лондоне. Более половины англичан жили в городах: вторым по величине был Ливерпуль с населением более 395 000 человек, далее следовали Манчестер (338 000) и Бирмингем (265 000).
Так что городу самому пришлось изобретать импровизированное решение – без какого-либо четкого плана, но при этом идеально удовлетворяющее потребности населения в удалении отходов. С ростом объема мусора и экскрементов появился подпольный рынок отбросов, связанный с уже устоявшимися профессиями. Появились специалисты, которые аккуратно развозили «товар» в нужные места официальных рынков: сборщики костей продавали добычу варщикам костей, искатели чистоты продавали собачье дерьмо кожевникам – те с помощью «чистоты» очищали кожаные изделия от извести, в которой их вымачивали неделями, чтобы удалить всю шерсть. (Этот этап, как выразился один кожевник, был «самым неприятным во всем процессе производства.)
Врач, искавший источник заболевания, поступил умно: собирал все известные ему случаи, где, кто и когда заболел, после чего наносил их на карту города и отмечал, у кого из людей был доступ к водоколонкам - и к каким именно. Собрав статистику, он обратил внимание на даты заболевания, и таким образом установил, кто в городе был "нулевым пациентом" - то есть тот, кто заболел раньше всех. Придя к этой семье, он выяснил, каким же образом их погибшая от холеры девочка, чьи пелёнки были сброшены в выгребную яму, стала причиной того, что вода в конкретной колонке оказалась заражена.
Но как же долго этому врачу пришлось идти к этому решению! В книге про все учиняемые ему препятствия подробно рассказывается.
Не хотела бы я жить в викторианском Лондоне...
В этой книге неоднократно упоминались работы Чарльза Диккенса и Генри Мэйхью, важных для Лондона 19-го века авторов, которые изучали жизнь городских низов. Всегда ужасно хотела послушать какую-нибудь из книг Мэйхью, но они не были переведены на русский. Недавно одна из таких книг появилась, Мэйхью Г. - Жизнь лондонского дна в Викторианскую эпоху, не аудио, а обычная книга, начала читать. Правда, я не ожидала, что это будет настолько викторианская книга. В смысле, Мэйхью, конечно, писал важные для общественности работы. Но как он их писал! Наряду с правильными и логичными мыслями, например, про низкие зарплаты на производствах, он также постоянно вворачивает обороты, в которых ищет внешних врагов, виноватых в большом количестве бедных в Лондоне:
В 1802 году, когда аморальное поведение более или менее распространилось по всей Европе благодаря развращающим последствиям Французской революции...
Развращающие последствия.
И, конечно, это многословие (по меркам современности):
Бесчисленные примеры занятия проституцией исключительно от нужды встречаются постоянно, и это не вызовет удивления, если вспомнить, что на каждые 100 мужчин в Англии и Уэльсе рождается 105 женщин. Эта цифра увеличивается еще больше из-за опасностей, которым подвергаются мужчины благодаря своим занятиям и склонностям, а также на военной службе на море и суше. Кроме того, побуждающие мотивы у мужчин со слабыми нравственными устоями и свободными взглядами так сильны, что сводники считают завлечение девушек в свои сети самым прибыльным и выгодным занятием. Некоторых девушек их лжепопечители даже воспитывают с раннего детства с тем, чтобы, как только возраст позволит им, они стали бы заниматься этим постыдным делом и приносить барыши. Отвратительный и ужасный пример, иллюстрирующий правдивость этого утверждения, попался нам на глаза не так давно. Мы расспрашивали девушку, которая дала следующие ответы на предложенные ей вопросы.
Впрочем, я пока не могу сделать вывод о всей книге, т.к. только начала читать.
Конан Дойл - Максим Чертанов // Письма молодого врача, Знак четырёх, Скандал в Богемии - Артур Конан Дойл
Биография Конана Дойла из серии "Жизнь замечательных людей", английского писателя, жившего в 19 веке. Очень подробно рассказано о его взглядах на жизнь и творчество, о его ранних годах, о том, как он шёл к славе. Он работал врачом, хотя и не сразу смог устроить себе "практику" - врачебный кабинет, в который приходили бы горожане лечиться. Вроде и 19 век, а проблемы актуальные до сих пор: бывает нелегко устроиться куда-то работать, если нет опыта. Очень любопытно рассказано про его совместную работу с партнёром, который придумывал самые безумные вещи, лишь бы привлечь внимание к их врачебному кабинету. После многие эти случаи вошли в автобиографическую повесть "Письма молодого врача", которую я тоже послушала.
Конан Дойл за время своей врачебной работы повидал всякого разного, и это ложилось во многие его произведения - и напрямую легло в основу персонажа Шерлока Холмса, у которого, как говорят литературоведы, на деле намного больше общего со врачами, нежели с прочими детективами. Шерлок Холмс потому такой запоминающийся, потому что он, сверхумный человек, действует как защитник других, пострадавших от каких-то злодеев. Ключевое понятие тут - сверхумный. Обычно в классической литературе, особенно в сказочной, принято, что умный человек всегда действует в каких-то своих корыстных целях и всем вредит, а побеждает этого злодея "Иван-дурак". Холмс же ломает этот канон, показывая, что он, используя свой интеллект, готов лично разбираться в чужих проблемах до самого конца, да ещё и непосредственно гоняться за злодеем, учинившим этим проблемы, по болотам.
Сам Конан Дойл интересовался всем прогрессивным, в том числе имел достаточно "современные" взгляды на женщин и семью. Интересовался наукой с прикладной точки зрения. Под конец жизни стал более консервативным, ужасно увлёкся военной темой, а также сомнительной практикой спиритуализма, которую продвигал за собственные деньги. Причем, как говорилось, в молодости он как раз хотел разоблачить спиритуализм и медиумов, но в итоге проникся идеями о том, что душа человеческая бессмертная, и даже придумал свою концепцию загробного мира.
Писал не только детективы, но и фантастику, а также реалистические произведения. Литература 19-го века не всегда легко читается, но не в случае с Конан Дойлом - у него язык довольно-таки простой, витиеватостей нет.
В этот же раздел отнесу его книги "Знак четырёх" и "Скандал в Богемии". Обе книги и сейчас вполне бодро читаются. На мой взгляд (имхо) - в этих двух книгах вообще нет передышки между экшоном, один сплошной экшон, ни минуты спокойствия. Сцены очень быстро сменяют друг друга. И чего там только нет в этих книгах: и погони, и переодевания, и драки, и подстраивание всяких событий... Могло бы утомить, но всё вытягивается харизматичными главными героями и их перепалками. Понимаю, почему это было популярно у людей.
Послушать биографию здесь.
Послушать "Письма молодого врача" здесь.
Послушать "Знак четырёх" здесь.
Послушать "Скандал в Богемии" здесь.
Загородные приключения/За городом - Артур Конан Дойл (оно же Beyond the city)
Вынесу отдельно, поскольку эта книга понравилась мне больше, чем пара рассказов о Шерлоке Холмсе, прослушанных ради ознакомления.
На деле, хорошо написанная небольшая повесть про локальную драму. Аннотация врёт: в ней рассказывается, что фокус произведения лежит на вдове-суфражистке, миссис Уэстмакотт, что переезжает в посёлок и всё там переворачивает с головы на ноги. На самом деле, история несколько иная. Очаровательная главная героиня, которая приобрела свои взгляды из-за долгого взаимодействия со своим мерзким братом, переезжает туда-сюда, но на каждом новом месте она не сидит колом, а занимается активной просветительской деятельностью. Так и в этот раз: знакомится с местными, привлекает внимание мужчин, старого врача и адмирала, которые с восторгом находят, что эта женщина необычайно умная и прогрессивная, но ни к кому не проявляет явных признаков любви. Скорее, она всегда ко всем относится по-дружески. Местные женщины от Уэстмакотт в шоке: она носит короткие юбки и штаны, тягает гири, курит сигареты и разбирается в "мужских делах", например, в мореплавании.
Хозяйка дома с грохотом бросила на пол свои гимнастические гири.
— Старая песня! — воскликнула она. — Старая чепуха! В чем состоит назначение женщины, о котором вы говорите? Сюда относится все, что смиряет ее, унижает, убивает ее душу, что заслуживает презрения и так плохо оплачивается, что никто, кроме женщины, не возьмется за это. Все это и есть назначение женщины! А кто так ограничил ее права? Кто втиснул ее в такую тесную сферу действия? Провидение? Природа? Нет, это ее самый главный враг. Это — мужчина.
— О, что это вы говорите, тетя! — сказал, растягивая слова, ее племянник.
— Да, это мужчина, Чарльз. Это — ты и твои собратья. Я говорю, что женщина — это колоссальный памятник, воздвигнутый для увековечения эгоизма мужчины. <...>
Как ни испугались гостьи этого неожиданного потока слов, но они не могли не улыбнуться при виде такой властительной и говорившей с такою запальчивостью жертвы и большого ростом оправдывающегося представителя мужского пола, который сидел и с кротостью выслушивал перечисление всех грехов мужчин. Хозяйка зажгла спичку, вынула из ящика, стоявшего на камине, папироску и начала втягивать в себя дым.
— Я нахожу, что это очень успокаивает, когда у меня расходятся нервы, сказала она в пояснение. — А вы не курите? Ах, значит вы не имеете понятия об одном из самых невинных наслаждений — одном из немногих, после которого не бывает реакции.
Мисс Вильямc поправила перед своей черной шелковой юбки.
— Это такое удовольствие, — сказала она, как бы желая оправдаться, - которым мы наслаждаться не можем, потому что мы с Бертой женщины не современные.
— Конечно, не можете. Наверно, вы почувствуете себя очень дурно, если попробуете закурить папироску. Да, кстати, я надеюсь, что вы когда-нибудь придете на собрание нашего общества. Я распоряжусь, чтобы вам послали билеты.
— Вашего общества?
— Оно еще не сформировалось, но я не теряю времени и набираю комитет. Везде, где бы я ни жила, я всегда учреждаю отделение общества эмансипации. Вот, например, миссис Андерсен из Эперли, она уже одна из эмансипированных женщин, так что у меня положено начало. Только в том случае, если мы станем сопротивляться, и дело это будет организовано, мисс Вильямc, мы и можем надеяться отстоять наше поле от эгоистов-мужчин… Так вы хотите уходить?
— Да, нам нужно сделать еще один или два визита, — сказала старшая сестра. — Я уверена, что вы нас извините. Надеюсь, что вам понравится в Норвуде.
— Всякое место, где бы я ни жила, это — для меня только поле битвы, отвечала она, так крепко пожав руку сначала одной, а потом другой сестре, что у тех захрустели их маленькие тоненькие пальчики. — Днем работа и полезные для здоровья упражнения, а по вечерам чтение Броунинга и разговоры о высоких предметах. Так ведь, Чарльз? Прощайте!
Она пошла проводить их до двери, и когда они оглянулись назад, то увидали, что она все еще стоит в дверях с желтым щенком-бульдогом под мышкой и изо рта у нее вьется синяя струйка дыма от папиросы.
— О, какая это ужасная, ужасная женщина! — прошептала сестра Берта, когда они поспешными шагами шли по дороге. — Слава Богу, что мы от нее отделались.
Половина повести - комедийная история про то, как дочери врача, восхищённого миссис Уэстмакотт, хотели, чтобы их отец даже не смотрел в её сторону. Их пугала её прогрессивность. Для того, чтобы отец разочаровался в этой суфражистке, устроили цирк с конями, буквально выполняя советы вдовы и доводя отца до белого каления. Далее это превращается в потрясающий диалог, я даже не ожидала такого:
Ида все еще сидела за столом перед своими флаконами; в левой руке она держала закуренную папиросу, а на столе стоял около нее стакан портера. Клара с другой папиросой развалилась в большом кресле, а кругом нее на полу было разложено несколько географических карт. Она положила ноги на корзинку для угольев, и у самого ее локтя стоял на маленьком столике стакан, наполненный до краев какою-то темно-красною жидкостью. Доктор смотрел попеременно то на ту, то на другую из своих дочерей сквозь облако серого дыма, но наконец, его глаза с изумлением остановились на старшей дочери, отличавшейся более серьезным направлением.
— Клара! — выговорил он, едва переводя дух. — Я не поверил бы этому!
— В чем дело, папа?
— Ты куришь?
— Я только пробую, папа. Я нахожу, что это немножко трудно, потому что я еще не привыкла.
— Но скажи, пожалуйста, зачем ты…
— Миссис Уэстмакот советует курить.
— О, дама зрелых лет может делать много такого, чего молодая девушка должна избегать!
— О, нет! — воскликнула Ида. — Миссис Уэстмакот говорит, что для всех должен быть один закон. - Вы выкурите папироску, папа?
— Нет, благодарю. Я никогда не курю утром.
— Не курите? Но, может быть, это папиросы не того сорта, какой вы курите. Какие это папиросы, Клара?
— Египетские.
— Ах, вам надо купить "Ричмондские жемчужины" или Турецкие папиросы. Мне хочется, чтобы вы, папа, купили мне Турецких папирос, когда поедете в город.
— И не подумаю. Я полагаю, что это совершенно не годится для молодых девушек. В этом я совсем не схожусь с миссис Уэстмакот.
— В самом деле, папа? Да ведь вы же советовали нам во всем подражать ей.
— Но с ограничениями. Что это такое ты пьешь, Клара?
— Ром, папа.
— Ром? Утром? — он сел и протер себе глаза, как человек, который старается стряхнуть с себя какой-нибудь дурной сон. — Ты сказала — ром?
— Да, папа. Люди той профессии, которую я хочу избрать, пьют все поголовно.
— Профессии, Клара?
— Миссис Уэстмакот говорит, что всякая женщина должна избрать себе профессию, и что мы должны выбрать себе такие профессии, которых всегда избегали женщины.
— Да, это верно.
— Ну, так я хочу поступить по ее совету и буду лоцманом.
— Милая моя Клара! Лоцманом! Это уже слишком!
— Вот прекрасная книга, папа: "Маяки, сигнальные огни, бакены, каналы и береговые сигналы для моряков в Великобритании". А вот другая: "Руководство для моряка". Вы не можете себе представить, как это интересно!
— Ты шутишь, Клара. Ты, наверно, шутишь!
— Совсем нет, папа. Вы не можете себе представить, как много я уже узнала. Я должна выставить зеленый фонарь на штирборте, красный на левом борту, белый на топ мачте и через каждые четверть часа пускать ракету.
— Ах, это должно быть красиво ночью! — воскликнула ее сестра.
— А затем я знаю сигналы во время тумана. Один сигнал значит, что корабль идет штирбортом, два — левым бортом, три — кормою, четыре — что плыть невозможно. Но в конце каждой главы автор задает ужасные вопросы. Вот послушайте: "Вы видите красный свет. Корабль на левом галсе и ветер с севера, какой курс должен взять этот корабль?"
Доктор встал с места и сделал жест, выражавший отчаяние.
— Я решительно не могу понять, что сделалось с вами обеими, — сказал он.
Девушки, Клара и Ида, своего добиваются, и их отец начинает вдову избегать, лишь бы его дочери не сходили с ума.
А вторая половина повести - драматическая - про сына старого адмирала, который влез в долги из-за злобного братца миссис Уэстмакотт, про то, как адмирал пытался найти денег на их выплату, как он пытался восстановить честь семьи и - как в итоге всем маленьким загородным миром пытаются собрать нужные средства. В итоге всё разрешается благодаря мудрой миссис Уэстмакотт.
Послушать здесь.
Проклятие Евы. Как рожали в древности: от родов в поле до младенцев в печи - Диана Юмакаева
В этой книге говорится про то, почему так сложилось биологически, что рождение у людей - это болезненный и неприятный процесс, в котором ещё и нужна помощь соплеменников, как к женщинам и рождению относились на протяжении веков, какие были предрассудки, какие были методы контрацепции и избавления от нежелательной беременности. Также говорится много про развитие медицины в целом, через века.
Деторорождение, как сказано, всегда было необходимым, но при этом отношение к процессу родов, к женщинам, к новорождённым было, скорее, легкомысленным. Что-то вроде того, что принимать роды у коров и у людей - это одна фигня. Любой ветеринар справится.
От всего этого повествования волосы дыбом. От тотального невежества. Например, говорилось про воззрения древних греков. Они считали, что матка внутри женщины - это животное внутри животного, и оно может произвольно перемещаться по телу, вызывая тут и там боли. Поэтому греки предпринимали попытки вернуть убежавшую матку женщины на место.
А какая же потрясающая история была про доктора из 19 века, который внезапно узнал про то, что перед приёмом родов ему следует мыть руки, и от этого женщина не будет умирать? Блин, как же в книге много всего такого...
Послушать и ужаснуться.
Выживает самый дружелюбный. Почему женщины выбирают добродушных мужчин, молодежь избегает агрессии и другие парадоксы, которые помогут узнать себя лучше - Ванесса Вудс, Брайан Хэйр
Это книга - про то, почему люди такие, какие есть, почему с биологической точки зрения они такие злые, что готовы без раздумий убивать любого "чужака", и одновременно сопереживающие "своим", что готовы протянуть руку помощи. Написано в лучших традициях приматолога Франса де Вааля: последовательно рассказывается, что эти качества достались нам от других приматов, но при этом, в процессе эволюции человека, его "самоодомашнивания", появлялись и другие "фишки", которых у приматов нет. Например, ни в одном из тестов приматы не показывали, что понимают, что протянутый в сторону палец - это жест указания на что-то, а не элемент игры. При этом такой жест - важный элемент взаимодействия древних людей, особенно на этапе только-только появляющихся групп охотников и собирателей.
Также рассказывается и про одомашнивание других животных, например, собак, как они менялись одновременно с человеческим обществом, становясь дружелюбнее.
Слушать тут.
...
Слушаю сейчас "Собаку Баскервилей". Пока что я всё ещё отдыхаю от творчества и играю в игру. Допройду её - и буду дальше что-нибудь творить, у меня есть идеи для некоторых рисунков по своему проекту...
We Use Cookies
Some of them are necessary for the website to function, while others are used for personalization. Learn More
Comments3