Reida Linn
06 June 2024 in 16:32  
Литературные новости

Знаменитый советский и российский актер Вениамин Смехов выступил свидетелем защиты на процессе по делу режиссера Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, которых обвиняют в оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК) из-за спектакля «Финист Ясный Сокол» о российских женщинах, вышедших замуж за исламистов и уехавших в Сирию.

Об этом стало известно из трансляции которую ведут «Медиазона» и Telegram-канала адвоката Ксении Карпинской.

Смехов поделился впечатлениями от спектакля и отметил, что, по его мнению, автор «совершенно открыто, настойчиво предупреждает о той беде, которая может оказаться на пути». «Это есть и в сказке „Финист“, когда ради любви и ради спасения от опасности Марьюшка или Аленушка готовы жертвовать собой», — цитирует Смехова «Медиазона».

«Цель спектакля очевидна — предупреждение об опасности, особенно для молодого поколения. Потому что попутная опасность существует в виде жуликоватых звонков по телефону, их очень много сейчас», — отметил актер.

По словам Смехова, пьеса и спектакль не содержат «буквальных предупреждений» и рассчитаны на опытного театрального зрителя, который способен понять метафору. «Чем силен вообще русский театр — это иносказания, это метафора, это поэтичность и это сострадание», — акцентирует актер.

Отвечая на вопрос судьи, пытаются ли в спектакле создать положительный образ ИГИЛ и призывать к вступлению в эту террористическую организацию, Смехов сказал: «Мы друг друга с вами понимаем, кажется. Нет, это невозможно, нет. Ни в пьесе, ни в спектакле».


Марина Дмитревская, театральный критик, кандидат искусствоведения, высказалась об этой пьесе так:
"...Это спектакль-предостережение: девочки-дурочки, осторожно, там терроризм, и ваш Иван-царевич может сделать из вас шахидку! Спектакль изящный и прекрасно сыгранный, он дает портреты русских невест с сочувствием и болью за их судьбы.
До сих пор считала самым антитеррористическим спектаклем «Финист Ясный Сокол». Вот просто — самым. Как не надо нашим дурам покупаться на восточные сладости и заморских принцев…"
("Петербургский театральный журнал", 6 мая 2023 года)
На днях Марину Юрьевну уволили из Института сценических искусств в Петербурге, где она преподавала более 40 лет. В 2003–2007 годах у нее училась и Евгения Беркович.


Вообще, трагедия не только в том, что авторов в очередной раз судят за их творчество люди, которые патологически неспособны понимать литературный текст и заложенные в нем смыслы. Главная трагедия в том, что организаторы процесса даже не скрывают его политической подоплёки. Награды, полученные спектаклем за рубежом, открыто называются актом "русофобии", и авторов преследуют, фактически, как в советском обществе, за "очернение нашей действительности" люди, которые литературу хотят видеть сервильной и удобной, и которые не только вводят открытую цензуру, но и репрессируют и притесняют тех, кто осмеливается на настоящее - то есть по определению неудобное - творчество. 


Тем временем в Воронеже в "иноагенты" записали японского писателя, умершего 54 года назад. В воронежском магазине книг «Читай-город» книги японского писателя XX-го века Юкио Мисимы пометили плашками "иноагента".

На романах «Золотой храм» и «Исповедь маски» наклеены бирки: «НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ МИСИМА Ю.»

Возможно, поводом для этих отметок стало то, что работы Мисимы переводил российский писатель Борис Акунин, который внесен в список "иноагентов".

Юкио Мисима (Настоящее имя — Кимитакэ Хираока) — один из самых влиятельных японских писателей XX века. Трижды номинировался на Нобелевскую премию. 

We Use Cookies