Дисклеймер
Это часть "Ультимативного гайда по всякому моему творчеству". Начала писать ответ в комментариях, но поняла, что на самом деле информации намного больше, чем может этот комментарий в себе уложить. Также предупреждение на всякий случай: я никого не хочу обидеть этим постом. Иногда сложно сказать, что вдохновит, что приглянется, поэтому, пожалуйста, не обижайтесь на меня. Я всегда старалась разбираться в тех вопросах, которые я касаюсь, и ни про кого не писала плохо или злобно. Иронично - бывало, но не плохо.
Также тут описывается творческий процесс как есть, так что, если кому-то не очень интересно читать, как создавалась та или иная вещь, и вообще как создавалось важное для меня произведение - остановитесь ещё тут!
Это большой пост с картинками и старыми черновиками. И я писала этот пост небыстро. Также это - большой обзор моего творчества за несколько лет.
Вступление. Источники вдохновения
Я слишком долго ходила вокруг да около. Нет сил больше скрывать очевидное. Ганькевич из "Дивотопии" - еврей. И он таким и задумывался с самого своего начала. А ещё Ганькевич по архетипу - ментор. Его задача - встретить человека, не знающего ничего про "этот мир", и вести его за собой.
С 2017 по 2020 года я находилась в мучительном поиске какой-нибудь идеи, на основании которой я могла бы писать свою большую книжку; ничего кроме рассказов у меня не получалось. Я перебрала этих идей тогда уже уйму, и ни одна так и не вышла за пределы черновиков. Я пробовала переписывать свои старые истории, причём несколько раз (чаще всего - роман "Исчезающее небо"), и всё было не то и не так. Я даже стала думать, что, наверное, я никогда не смогу написать ничего путного. До чего ж обидно было! Злые слова многоуважаемого М., которые он мне сказал - что я "не должна вообще больше писать" - оказывались правдой!
Но в 2020 мне на глаза попались три вещи:
1) "Одесские рассказы" Бабеля - про налётчика Беню Крика.
2) Фильм "Одесса" - про попытку одной еврейской семьи эмигрировать в советские годы.
В таком порядке. Меня во всём этом заинтересовала сперва необычная историческая атмосфера Одессы, это культурное смешение, дикая энергетика портового южного города в разные временные отрезки - и затем я вытащила из всей одесской атмосферы самое меня интересующее: евреи. Нет, не из-за "ироничного" представления в медиа, а именно как та загадочная часть культуры, которая всегда проходила мимо меня. Они были, скорее, такой же абстракцией, как какие-нибудь жители далеких островов. И это при том, что у нас были соседи с еврейской фамилией, кудрявые старички, и при том, что и дед мой был евреем - но он стеснялся этого всю жизнь.
И уже затем я посмотрела третье произведение:
3) Мюзикл "Скрипач на крыше" - про молочника Тевье, живущего в еврейском местечке.
И с тех пор меня понесло...
Собственно, обозначенные выше произведения меня немало вдохновили. Мне срочно захотелось тоже придумать своего еврея; причем не было ещё ничего вокруг, просто идея фикс: мне нужен еврей. И чтобы непременно старый, опытный, кудрявый и саркастичный. Ну, по характеру совсем как Тевье из "Скрипача на крыше"!
И так возник "дядя Жора Ганькевич". Напоминаю, что на тот момент я ещё почти ничего не читала о иудаизме, и, собственно, о том, как жили самые настоящие евреи в местечках, и потому брала "еврейские" черты из произведений еврейских же писателей - мне показалось, что они будут писать "аутентично". Например, один из известных - Шолом-Алейхем. Я раскручивала этот клубок постепенно.
Признаться честно, я и раньше, до 2020, периодически использовала еврейские фамилии в произведениях, но, скорее, потому, что мне нравилось, как они звучат. Так получалось. Смысла я в это не вкладывала.
Разделение - версия 0. Пре-альфа
"Дивотопия" версии 0 возникла, как ни странно, не под влиянием медиа о евреях, а как случайная мысль: что, если бы душу можно было сохранять отдельно от тела в каких-то целях? Я назвала это "Разделением" (тогда ещё с большой буквы) - процесс изъятия души из тела и помещение её во временное тело, в то время как биологическое тело, бессознательное, но сильное, можно было бы, например, отправлять на тяжелые работы.
До того момента, пока я не посмотрела "Скрипача на крыше", я не читала об иудаизме, и собственно, разделение и прочее имело, скорее, магическую основу. Душа перемещалась в пустую оболочку, что-то вроде манекена (который становился одержимым), но, формально, душа могла прикрепляться к любому объекту. Хоть к банке с огурцами.
Место действия - приморский город. В ранних черновиках (боже, простите меня, файл называется "Дюк со второго люка") упомянуто, что это - очень абстрактная Одесса примерно 70-х годов, но на самом деле - уже тогда было безвременье. Из технологий - только радио и упомянуто.
Дядя Жора Ганькевич был добавлен в историю как колоритный персонаж-старожил, встречающий новичка, который только прибыл в город, чтобы пройти то самое "разделение". И чтобы тело этого разделённого гоняли работать в порт. Или ещё куда-нибудь. Ганькевич уже тогда не принимал всё это разделение как концепцию, и единственный его интерес - сдавать за деньги комнаты в своей большой квартире. Сам Ганькевич выглядел иначе и был намного старше. Единственное, что кочевало из версии в версию - его шапочка, кудрявость, очки (периодически) и курение.
"Седой бородатый старик с оранжевыми очками":
"Невысокий и полноватый":
"Носит кипу":
"Настоящая еврейская свадьба":
Фамилию "дяди Жоры" - Ганькевич - я утащила у музыканта Игоря Ганькевича. Он пел хорошие песни про Одессу.
Разделение версии 1. О Ганькевиче как моём любимом второстепенном герое
Ну а дальше, после просмотра "Скрипача на крыше", я:
1) Сделала вот такого Ганькевича (я его уже показывала):
Откуда взялся такой визуальный образ?
Потому что срисовывала его с актера Адама Дэнхайзера, абсолютно великолепного... Лейзера-Вульфа из бродвейской постановки "Скрипач на крыше". Да, именно с этого момента я создала свой псевдоним. Потому что я влюбилась в этого Лейзера-Вульфа и этого "Ганькевича". Потому что я сохранила с ним все фоточки и видео из нельзяграма и потом втайне любовалась.
2) Прочитала намного больше об иудаизме...
И поняла, что мне нравится. Я была вообще очарована всем этим и очень удивлялась, как такой большой и великолепный мир всё это время проходил мимо меня. И чем больше я очаровывалась, тем больше всякого еврейского я добавляла в свою идею восхитительного позитивного постапокалипсиса. Разделение буквально приобретало черты иудаизма - за тем лишь исключением, что всё религиозное было сознательно оставлено за скобками, а то, что оставалось, постепенно перерабатывалось под мою идею.
И здесь, кстати, было выведено слово "див". От латинского divide - "делить". Див в "Дивотопии" версии 1 - любой человек, прошедший "разделение". Мне понравилось, как в "Скрипаче на крыше" все евреи-мужчины друг к другу уважительно обращаются "реб" - например, "реб Тевье". Вот и я выводила это с той же целью. Чтобы мои персонажи называли друг друга "див Такой-то". Например, див Лейзер!..
3) Придала Ганькевичу большей значимости: теперь он не просто арендодатель, а неформальный лидер маленького сообщества неразделённых. Не очень любит дивов, но периодически работает на них, выполняя всю тяжелую работу. Иногда у него случаются конфликты с дивами на разной почве, но чаще всего все эти стычки - ироничные, несерьёзные.
Каким оно там было, "Разделение версии 1", и куда оно переехало после Одессы:
(то, что зачёркнуто, пусть остаётся зачеркнутым. На всякий случай. И, кстати, я ранее не добавляла в "Ультимативный гайд" версию 0, так что ошибочно упомянула, что Ганькевич впервые появился только здесь)
Кстати, неразделённые зачастую плохо относились к дивам исключительно по той причине, что дивы их эксплуатировали долгое время. Из "рабства" дивов-то они ушли. Но недалеко от выдуманного Копейца, и дивы их "догнали".
Дивы стали носить отличительные шапки с лентами по бокам - поначалу малиновые/красные, затем - черные. Эти шапки назывались "кова". Я же говорила... Очень много еврейского.
Ганькевич же носил шапку дивов, чтобы его не дискриминировали сами разделённые. На самом деле, Ганькевичу было всё равно на дивов и их обычаи. Ганькевич никогда не был дивом.
Очаровательный Ганькевич в шляпе, надетой на шапку дивов:
Для атмосферности. "Хава нагила" и борьба дива-администратора с Ганькевичем:
Поиск дизайна Ганькевича. Стилистическое разнообразие
О "Празднике Цветов" и освобождении из плена дивов:
Стилизация под один из мультиков "Горы самоцветов" - когда я искала дизайн Ганькевича. Это когда мне приснился сон, где Ганькевич сидит на Празднике Цветов, счастливый, довольный. Во время Праздника Цветов нужно было непременно в горы затащить тяжелый стол с кушаньями...
Про то, как Роза пыталась уйти к разделённым, а Ганькевич этому не рад:
Поиски образа Ганькевича продолжались. А может быть, ему пойдёт быть молодым? Визуальная часть менялась вместе с текстом. Я делала "технические" скетчи для себя. Как обычно...
Флюгер в форме Моисея:
Ганькевич и его отношение к жене Розе в одной картинке:
И ещё дизайн от 2020. Ганькевич решил, что всё же можно чему-нибудь поучиться у дивов, и даже принарядился ради этого:
Жора Ганькевич выручает дива:
А как оно там было дальше, вы узнаете потом... Потому что это далеко не вся эволюция Ганькевича и этой безумной идеи о разделении.
Бонусом
Ранний дизайн униформы дивов (списывай с ортодоксов, но не точь-в-точь):
Дикопольцы:
Ещё дизайны униформы дивов, тоже 2020:
We Use Cookies
Some of them are necessary for the website to function, while others are used for personalization. Learn More
Comments11