Lazar-Wolf
02 July 2024 in 10:36
Рецензия на роман «Ключ»
Finished 18+ 3.48

Вместо вступления. От читателя

Я часто говорю о том, что для меня важен контекст. Мне нравится докапываться до сути вещей. Это моя сущность, моя обязанность, моя работа. Я беру общее – и разбираю его на куски, чтобы проанализировать каждую из деталей, связанных друг с другом. Мне нравится извлекать из текстов того самого, подлинного автора, и сталкиваться лицом к лицу с личностью, которая за этим стоит.

Эта книга попала мне в руки не просто так. Автор это подтвердил. И эта личная история, автобиография, написана так откровенно, что может разговаривать с читателями на равных, готовыми воспринимать написанное. Это живая книга. Местами, как и всякая жизнь, отвратительная, а местами притягательная, иногда возвышенная и сентиментальная, а иногда пошлая и грубая. Эта книга напоминает разговор на тёмной кухне глубоко за полночь. Вы пьете алкоголь и курите одну сигарету за другой, и говорите, говорите, всё никак не можете наговориться, потому что кажется – стоит только замолкнуть и всё, магия момента пропадёт. Эта книга – как источник, к которому можно припасть после долгого и одинокого путешествия в пустыне, и его воды будут давать облегчение, ясность ума. Роман называется «Ключ» - конечно, это в прямом смысле, настоящий ключ, которым можно отпереть дверь, но можно ведь употребить и в переносном, ключ – это и есть источник.

Вы точно знаете Рене Маори. Вы точно видели его книги, может быть, читали его рассказы, блог или комментарии. Вы можете воспринимать его по-разному, но сейчас речь не об этом. Сейчас речь о Рене-человеке. О том, кто же стоит за этими книгами. Те, кто не знают, могут удивиться.

Здесь и далее - все цитаты из "Ключа" спрятаны под спойлер.

Спойлер

Мы многое знаем и понимаем с того момента, как начали говорить, но остаемся немыми иногда до самой смерти, потому что некому терпеливо выслушать нас.

 

Проклятие думающего человека

Книга написана необычно, и от третьего, и от первого лица, и эти точки зрения постоянно переключаются друг на друга, переход происходит естественно и плавно, что даже и не успеваешь заметить. От первого лица написаны дневниковые записи из прошлого, а от третьего – пересказ событий вокруг этих записей, но уже с точки зрения автора, знающего всё наперёд, все развязки сторонних историй и мотивации персонажей. Хотя, какие же они персонажи? Это всё – реальные люди, и у них есть вполне конкретные прототипы. У части людей, особенно, если они известные, были изменены имена.

Время действия – с 1977 по 1991, место – Узбекская ССР, окраина огромной страны. Само место действия почти не описывается, но, в принципе, это роман и не о местах, это роман о людях и их нравах.

Книга написана о Марианне, которая позднее сменит имя на «Маргарита». Это – и есть Рене; Рене – имя и женское, и мужское, и имя это настоящее. Это ещё одна из граней личности автора.

В этом всём есть один очень важный момент, а именно в том, как автор всю жизнь себя воспринимал. Смиряться с тем, что было уготовано Марианне по праву рождения, уготовано обществом, она не желала и активно боролась с этим. Всегда есть те, кто защищают старые устои и говорят, что их нельзя ни при каких обстоятельствах разрушать. Но что если это – отжившие своё, а иногда и вредные традиции? Кто сказал, что девушка непременно должна носить платья и длинные волосы? Кто сказал, что последовательность «выходить поскорее замуж – любой ценой рожать ребёнка – стоять у плиты – терпеть побои пьяного мужа – терпеть измены – терпеть невыносимую родню вокруг» - это нормально, подходит вообще для всех, да и в принципе идеальная форма жизни? То, что так жили многие прежде, совсем не означает, что это – нормально для каждого. А если девушке не хочется поступать так, как хотят родные? Если ей не нужно это всё? Если ей хочется развиваться и идти вообще в другую сторону, разорвав порочный круг, оставив в стороне всю эту бытовуху, родню, ограничивающую свободу, не понимающую Марианну как личность?

Спойлер

Кто сказал, что человек должен проделывать сотни ритуальных действий только для того, чтобы прослыть добродетельным? Да с чего вы взяли, что мне нужна эта ваша добродетель и что я просто жажду чем-то там выглядеть? Это безобразие, что от меня требуют принести на алтарь приличий мою единственную жизнь, вовсе не предлагая еще одной. Если даже придется прослыть уродом, то я не пожалею ни об одной минуте, ни об одном действии, испортившем мою репутацию. Плевать на репутацию, оглянитесь лучше на себя, а я проживу так, как хочется мне, а не вам.

 

С самого детства Марианна осознаёт свою двойственность. Постепенно отказываясь от «типичной женскости» и сопротивляясь «советским традициям», по мере своих сил и возможностей она остаётся свободной, дерзкой, очаровательной «мальчишкой-дикарём». Короткая стрижка, пронзительный взгляд, резковатые, порывистые движения и манеры, и даже, – как завершающая деталь, – непременная сигарета в зубах – это всё складывается в единый, мощный по своей силе образ. Мужчины от такого восторге, т.к. чувствуют в этом какую-то потрясающую, притягательную, порочную неправильность.


Спойлер

Она подтягивает ноги на перекладину стула, запускает пальцы в волосы, окончательно испортив прическу, рассказывает всякие свои идеи, мысли, сюжеты, которые без конца крутятся в ее голове. Подыскивая слова, совсем не по-дамски трет лоб, курит и чувствует себя прекрасно.

Винницкий кивает, вроде слушает и понимает все, что ему говорят, но в тоже время кажется озадаченным.

- Марианна, - вдруг говорит он. – Конечно, это странно тебе слышать, но я тебя люблю.


 

А вот женщины, скорее, воспринимают её в штыки, ощущают чужеродность:

Спойлер

Вот тут и происходит странное. Винницкий хватается руками за свою лысую голову и театрально заявляет:

- Вы меня до психбольницы доведете. Вы – обе. Вы же женщины, откуда такая жестокость?

Марианна словно тонет в беспредельной пошлости сложившейся ситуации. Ей становится непереносимо стыдно. Как можно было докатиться до всего этого? Но слова Тани выбивают бесполезное чувство стыда:

- Женщины? – кричит она пьяным голосом. – Это я единственная женщина здесь. А это существо… Ты что слепой? Да посмотри ты на нее внимательно. Ты же извращенец. Я закрывала глаза на твою бесконечную беготню по бабам, но всегда думала: «А что же он такое ищет?» Думала об этом бесконечно. Что ты искал? Вдохновения? Говори, чего ты постоянно ищешь?

Мальчик-дикарь страшно рад такому повороту событий. Совершенно пьяная фурия подступает к нему и кричит:

- Кто ты? Что за черт возьми ты такое?

- Оставь, - говорит Вадим. – Отойди! Когда ты успела так надраться?

- Нет, пусть ответит, что за дьявол сидит сейчас в нашем доме за нашим столом!

- Я – ангел, - отвечает Марианна, не уверенная, что ее вообще кто-то слышит.

 


Сама Марианна находит для своей двойственности определение, и, за неимением другого, оно надолго приживается. Ангел. Потому что ангелы, по сути своей, не имеют пола вообще, но все их любят. Так и получается, что Марианну многие любят, но совсем не за то, что за следовало. Ей бы хотелось найти того, кто полюбит её личность, её ум. Но поиски эти были долгими, выматывающими и полными проблем.

Приводя постепенно соответствие внешнего и внутреннего, Марианна начинает выглядеть по-особенному. Такие детали придают образу пикантности и неуловимо напоминают о других временах, о временах декаданса. Это в какой-то степени даже предшествует духу времени, ведь настоящий декаданс начнётся позже, когда всё рухнет, а пока что есть только предчувствие катастрофы, тёмное надвигающееся небо, предвещающее о затяжной буре.  

Спойлер

Марианна натягивает джинсы, плотную майку, делающую грудь меньше и мужскую сорочку, широковатую и длинную, скрывающую фигуру. Тщательно причесывает короткие волосы на манер мужской прически и в этот раз обходится без косметики вовсе. За спиной кофр для фотоаппарата вместо сумочки, на носу темные очки. В таком виде она является на работу, но никто лишних вопросов не задает. Окружающие привыкли к ее экстравагантности, и считают такой вид – шикарным.


И ещё:

Спойлер

Утром она долго красится и одевается с особой тщательностью. Причем намеренно подбирает одежду так, что становится похожа то ли на монахиню, то ли на классную даму. Белая блузка из гардероба матери с высоким воротником, надета под черное платье с огромным декольте и гофрированной оборкой – в моде многослойность и портные изощряются, как только умеют. Длинные рукава из-под коротких, блузки под платьями, нижнее белье с кружевами на полметра длиннее подола юбки. Это тихий бунт против серой обыденности, против навязанных государством унылых стандартов, годных для советского человека.

Под воротом она крепит огромную брошь с желтым прозрачным камнем посередине. Это тоже последний писк – бижутерия из чешского стекла стоит очень дорого. Но для Марианны, всего лишь возможность сделать глаза желтыми. Ее глаза имеют странную особенность, менять цвет в зависимости от одежды, от темно болотного до желтого, хотя они считаются карими. Это сейчас существует термин «янтарные глаза», а тогда никто не вникал в такие тонкости. Скучные были времена.

В зеркале отражается чрезвычайно элегантная Марианна. Но когда она натягивает черный кожаный плащ и надевает такую же кепку, то перестает быть дамой, а становится «железным Феликсом». На ногах у нее нарочито грубые сапоги. Воротник плаща поднят и создает эффект закрытости и тайны.

- «Сейчас он у меня получит, - думает она. - Да я его, собаку, на дуэль вызову».

 

 

Несвобода и поиск своего ангела

Из-за импульсивности и любви к приключениям порой Марианна совершала самые разные вещи. Иногда они приводили к хорошему, но иногда – к продолжительному и крайне мучительному браку, последовавшим за этим тяжелым родам, осложнениям – и даже клинической смерти. Вы можете представить весь ужас этой ситуации? Она, что так любила свободу и независимость, вдруг оказалась привязанной удавкой ко всему тому, что так ненавидела, к той самой бытовухе, да ещё и в самом кошмарном её проявлении. Родня считает, что имеет право диктовать Марианне, что делать, и решать за неё, как ей лучше, управлять её жизнью, будто бы она марионетка. Даже в критической ситуации они не оставляют этого:


Спойлер

Хирург, до того обращавшийся исключительно к Саше, поворачивает голову в белой шапочке:

- Положение очень тяжелое, но можно было бы прооперировать под местным. Риск уменьшится, но возрастет другой риск – болевой шок. Сами понимаете – новокаин не лучшее, что нам предлагает отечественная медицина.

- У нее аллергия на новокаин, - говорит Татьяна. – Может, есть еще какой-то вариант?

- В клинике есть экспериментальный обезболивающий спрей, но он еще не прошел испытания. Значит только общий, никак иначе. Но кто-то из вас должен подписать согласие на операцию.

- Раз ничего нельзя – режьте по живому, - предлагает Саша. – Она, все равно, постоянно в отключке.

Марианна вздрагивает. Она вдруг понимает, что сейчас эти двое запросто бросят ее живьем под нож, лишь бы не брать на себя никакой ответственности.

- Доктор! – зовет она. – Я пока еще жива и в сознании. И сама распоряжаюсь своим телом. Я подпишу согласие, делайте общий. Ну, а если умру, то значит так и должно быть. И этот человек, - она тычет пальцем в сторону мужа, - не имеет никакого права решать за меня.

 


К счастью, и это проходит, и этот брак кончается, и начинается много других отношений, описанных захватывающе и остроумно. Марианна всё искала, но никак не могла найти того самого человека, который бы не принимал её как собственность, как «элемент советских традиций» или как кого-то, кем она не является. Искала такого же ангела, как она сама. И, как видно из текста, ей всё же удаётся найти таких людей. Они тоже оказываются ангелами. Они тоже двойственные, часто – люди творческие, необычные. При общении с ними происходит «обмен энергиями», а также – периодически – момент полного душевного единения, когда двое становятся как один.

Спойлер

Ночи состоят из бесконечных объятий, в которых неизвестно чего больше – физиологии или перетекания энергий, которые видятся серебристыми облаками, мерцающими в бесконечном движении.

 

И ещё:

Спойлер

И никто из них тогда не знал, что абсолют – это такое же недолговечное явление, как пузыри на воде. Он живет лишь мгновение, и в это мгновение ты становишься богом, но ничего не успеваешь изменить в своем существовании. Ты получаешь власть, но не имеешь времени. Это очень жестоко. Но зато я могу сказать, что в моей жизни – это есть. И прошлое не исчезает, а существует там, на своем месте, как тонкий срез реальности. И в той реальности мы одно целое. Нельзя ничего ни убавить, ни прибавить, ни домыслить и даже разочароваться в этом нельзя. Оно есть – и ничего уже не изменить.

 

 

Цензура

Марианна давно писала рассказы и стихи, и даже во времена своей «несвободы», но это было творчество в стол. Писать «идеологически выверенное» ей было чуждо, так как это плохо согласовывалось с её личностью, знаниями, взглядом на жизнь. Писать «то, что требуют, что разрешают» - значит, ограничивать себя, прервать полёт мысли и души, а этого делать не хотелось.

Спойлер

К тому же она не собирается писать ни про пламенных пионеров, ни про убежденных коммунистов даже под страхом смертной казни. Она совершенно не советский человек и больше похожа на порождение того самого «упаднического», декадентского Серебряного века, и всего того, что так противно советской власти. Конечно, поэтов уже не расстреливают и почти не сажают, а наказывают другим способом – полным игнорированием и забвением.

 

И потому немногие видели её творчество, но видевшие – и понимающие – хвалили:

Спойлер

Это только первый маленький шаг к настоящему мастерству, почти незаметный шажок, но он сделан и устойчивые пласты породы начинают движение, почти незаметное глазу.

Через месяц она дает почитать Толечке три рассказа и сказку. Это ее первый читатель и мнение его страшно важно.

- Неплохо, - говорит он, - но и не гениально. Сказка хороша. Я бы даже ее оформил, но, к сожалению, если ты продолжишь работать в том же направлении, печатать тебя не будут никогда.

- Почему?

- Потому что все это идеологически не выдержано и пахнет глубоким идеализмом, противным нашей эпохе. Словом, либо пиши то, что нужно партии и правительству, либо не надейся ни на что. Но я буду рад, если ты не последуешь моему совету, что-то во всем этом есть, - он кивает на рукопись, - но пока, конечно, не оформлено. Пиши много, пиши постоянно.

 


Какими бы хорошими рассказы и стихи не стали впоследствии, возможность напечататься в советские годы для неё оказалась закрыта. Несмотря на то, что в перспективе и автор, и читатель точно знают про распад Союза, спецслужбы долгое время всё равно были сильны и знали об одном факте о Марианне, который осложнял жизнь: 

Спойлер

- Вы слышали когда-нибудь, про альманах «Стрелец»?

- Никогда, - честно признается Марианна.

- Правильно. И не могли слышать. Он издается в Америке на русском языке. И продолжает традиции Серебряного века. Если ваши стихи окажутся подходящими, то мы можем…

- Хорошо. Я принесу.

- Но это риск.

- Хорошо. Я принесу, - повторяет Марианна. – А там уж, как получится.

Ее стихи берут, но она так никогда и не узнает были ли они изданы в далекой Америке или нет. Об этом знают только советские спецслужбы и берут молодого автора на заметку. До самого развала Советского Союза ее больше не издают.

Свой секрет она никому не рассказывает – ни Винницкому, ни Розенбергу, а те, предлагая ее рассказы и стихи для издания, только руками разводят:

- Опять отказали. Ты заколдованная.

- Это проклятие, - отвечает она, прекрасно понимая, в чем дело.

 


Падение империи

Ближе к концу романа к описанной выше бытовой и любовной драме добавляется тягостное ощущение катастрофы, неизбежного апокалипсиса, так как всё ближе становился конец самого Союза. Это существенно влияло на жизнь людей, т.к. со временем почти у всех пропала возможность купить еду, вещи, кто-то потерял работу, да и с деньгами творилась беда. Многие уезжали прочь, многие уезжали навсегда, и смотреть, как исчезают знакомые лица, а на их место приходят новые, странноватые, слегка настораживающие личности – это одновременно и завораживающе, и страшно. В то же время в страну хлынул слабо контролируемый поток «ранее запрещённого»: появились видики и фильмы на кассетах, другие книги, другие явления, совершенно неизведанный пласт мировой культуры, который ранее вообще проходил мимо людей. И люди, несмотря на все проблемы в жизни, накинулись на новое с жадностью, не разбираясь толком, что сделано хорошо, что плохо, что принесёт пользу, а что вред. Это всё уже отличалось от советской действительности – и тем хорошо. Многие начали всерьёз увлекаться экстрасенсорикой, медитацией, медиумизмом.

Марианна тоже вместо творчества или работы с текстами, – которая всегда её сопровождала, – начинает заниматься гаданием, потому что в условиях тотальной нестабильности это позволяло хоть как-то выживать. Каждый хотел бы знать, что его ждёт в дальнейшем. Хотелось услышать, что дальше будет хоть что-нибудь хорошее. Но хорошего не было. Безнадёга сочится сквозь текст:

Спойлер

Жизнь моя сделалась пуста. Каждый день появляются желающие погадать, иногда приходят целыми семьями. Гадают на отъезд. Кто едет в США, кто в Израиль, кто наобум в Европу, не зная даже смогут ли там остаться. Все бегут. Я гадаю им на Таро, успокаиваю, как умею, а меня успокоить некому. Многие расплачиваются продуктами или сигаретами, потому что из-за постоянной смены денег, зарплату стали выдавать продукцией. Спасибо, что хоть не несут кровельное железо или утюги.

 

Позже она начинает заниматься пошивом одежды и игрушек на заказ, что, на фоне бедствующих соседей, даже не выглядело так уж плохо:

Спойлер

Однажды он приносит свою электрическую машинку и целую стопку тканей, накопившуюся за годы портновского труда. Дети теперь хотя бы одеты и им есть, в чем идти в школу и сад. Перерывая сундуки и чемоданы, Маргарита обнаруживает несколько новых шелковистых панталон шестидесятого размера. Это настоящий клад. У детей появляется огромный запас трусов, которого хватит на год вперед. Теперь ей начинает казаться, что живет она лучше других, ведь по соседству огромная семья по вечерам вместо ужина пьет воду, чтобы не сойти с ума от голода, а у нее всегда найдется кусок сыра и чашка кофе. Не бог весть что, но по нынешним временам – роскошь. Иногда она делает большую миску крема из детского питания «Малыш» и относит соседям, но накормить всех невозможно. Все больше на улицах нищих, просящих подаяния.

 

И затем, когда всё, что «было навсегда», совсем закончится, Марианна сможет уехать из страны как можно дальше, к новой жизни. Это будет тяжело, но она справится. Она всегда со всем справлялась, и это потрясающе – до чего же сильный это человек внутри.

 

Мистика

Роман написан реалистично настолько, насколько это возможно, но периодически в тексте встречаются элементы мистики, гармонично вписанные в повествование. Даже сама Марианна замечает:

Спойлер

Ее рациональное восприятие постоянно борется с мистическим, а при такой борьбе очень трудно что-то доказать даже самой себе. Рационализм побеждает всегда.

 


Такими постоянными мистическими элементами становятся «кровавая жертва», «взаимодействие с духами/душами/аурами», «поиск совпадений и знаков», «исцеление руками» и тот самый ключ, вынесенный в название романа.

Например, каждый раз, когда происходила попытка отвязаться от мучавших её отношений, с ней обычно случалось что-то, из-за чего проливалась её кровь, что, скорее, воспринималось ею как необходимое зло во благо, жертвоприношение, какие совершали древние люди, надеясь, что их желание исполнится. Но, впрочем, не только лишь разрыв отношений требовал крови. Случаев было несколько, и все описаны в подробностях и деталях.

Спойлер

- Свинья! – говорит Винницкий, и вытирает ей щеки платком. Платок тут же становится розовым. – Да у тебя ссадина на лбу, вся физиономия в крови.

- Можешь теперь называть меня кровавая Мэри.

Вадим обеспокоен, но не показывает виду. Он уверен, что Марианну кто-то сильно избил и предполагает, что сделать это мог только ее муж. Пока он не задает вопросов, и только дома, стащив с нее разорванное и грязное платье, и полюбовавшись глубокими царапинами, он осторожно спрашивает:

- Мадам, на вас напал медведь?

Платье летит в мусорное ведро. Это дорогое платье, и, скорее всего, Таня за ним выстояла длинную очередь в фирменном магазине «Ганга», но оно испорчено вконец. Марианна осознает себя преступницей, но Вадик сам виноват, что спрятал ее одежду.

- Не медведь, - отвечает Марианна, - это я сама. Полезла в ежевику, а там колючки.

- А коленки почему разбиты?

- Торопилась, упала.

- Черт! – говорит Вадим. – Черт! Черт! Черт! Куда тебя понесло среди ночи? Марш в ванну.

 

 



И далее:

Спойлер

Царапины от ежевики давно зажили и только на правой руке остался длинный беловатый шрам от локтя до самого запястья. Марианна считает, что для исполнения любого желания, так или иначе, приходится приносить кровавые жертвы. И за неимением жертвенных петухов и вследствие пронзительной к ним жалости, приходится проливать собственную кровь. И это даже лучше.


А что касается ключа… Он, маленький ключик от двери, периодически то пропадает, то снова появляется на страницах романа. Его появление всегда сопровождается какими-то событиями и потрясениями в жизни Марианны, и она точно понимает, что ключ этот – не простой, а имеет особый символизм в контексте самой жизни. Иногда ключ оказывается в чужих руках, и Марианне становится некомфортно. А иногда он снова возвращается к ней, и всё происходящее обретает смысл.

Ведь ключ – это не просто волшебный предмет. Ключ – это путь к пониманию себя, своих целей и своей личности, к тому, что именно приносит в бытии истинную радость.

Ключ – это книга. И ещё – это автор сам как есть.

Если и вы хотите, чтобы автор рассказал вам о себе так откровенно, как мало кто рассказывает – не проходите мимо. Вас ждёт поистине удивительная встреча с обаятельным ангелом.

Спойлер

- Пирожное?

- Ну, давай. И чаю. И спать. Я страшно хочу спать почему-то.

- Действительно, почему это? Я начинаю думать, что ты робот. Прекрасно сделанный биоробот из будущего. Лучше бы ты там и оставалась, в этом будущем. Так нельзя жить.

- Ну и ладно, - говорит Марианна. – Можешь злиться сколько хочешь, только не читай мне нотации.

Она уходит в спальню и мгновенно засыпает. Винницкий ложится рядом и осторожно, боясь растревожить свежие раны, обнимает ее и целует в макушку.


И ещё немного моих любимых цитат

"Почему вы назвали меня графоманом и бездарью?"

Спойлер

Она подходит к столу и выдвигает стул.

- С вашего разрешения, я сяду, - говорит она ледяным тоном.

Он садится напротив:

- Зачем вы пришли?

- Я пришла посмотреть в ваши бессовестные глаза, - отвечает Марианна. И впервые смотрит прямо в его лицо. «Он здорово похож на верблюда, - думает она. – И лысый».

Винницкий разводит руками:

- Ну так, смотрите… Может еще что-то?

- Да. Я хочу знать, почему вы назвали меня бездарью и графоманом?

- Графоманкой, - поправляет он. – Вы же дама.

- Графоманом, - рявкает Марианна, - Отвечайте.

- Но я этого не говорил.

- Галина сказала, что говорили. Да, я знаю, что пишу не очень хорошо, но это же не повод, чтобы говорить так за моей спиной.

- Не повод, - соглашается он, - но я этого и не говорил. Она отдала мне ваши рассказы, только я их еще не читал. Нет времени. Илья мне про вас рассказывал, и он очень высокого мнения о ваших талантах, говорит, что вы перспективная, убеждает, что сделает конфетку.

- Да, я ученица Розенберга, он так всем говорит. Но я всего лишь ученица, так что можете не оправдываться. И ваше счастье, если конечно не врете, что вы не успели прочитать, а значит ничего и не сказали. Пусть это будет на галкиной совести. Я не искала вашего внимания и рукописи свои не приносила.

- А давайте выпьем, - вдруг предлагает он. – У меня есть коньяк.


Коллекция душ:

Спойлер

Поток женихов тоже понемногу иссякает – всем отказано, все обижены. Но зато собралась интересная коллекция. Марианна называет ее «коллекцией душ». Пока каждый из женихов еще на что-то надеется, она просит написать расписку в том, что он отдает душу. За шкафом на леске, заканчивающейся рыболовным крючком висит стопка таких расписок, написанных разными почерками на аккуратных библиотечных карточках. Их ровно четырнадцать штук. Ну куда столько для бедной больной женщины, только принцессы в сказках получают так много предложений. А вот души – это дело, это просто красиво.

Comments2

We Use Cookies