Инна Чеп
27 April 2023 in 21:20  
Рецензия на json.books.forms_sm.5 «Сказка колдовского сна»

Стихи я люблю с детства. Не могу сказать, что сильно в них разбираюсь, но для меня в выверенных рифмованных строках есть особое обаяние. Стихи, как и люди, бывают разные: грозные и нежные, бойкие и напевные, звучащие набатом/призывом/криком и хрустально-мелодичные. Стихи-мелодия, стихи-картина, стихи-чувства, стихи-история. «Сказка колдовского сна» — это, бесспорно, история. Причем история, которая потянет на хороший роман. История, которая своим началом почему-то заставила меня вспомнить «Божественную комедию», а окончанием первого тома — современное фэнтези, не чурающееся в том числе откровенных сцен. Но в этой истории полно и иного. Здесь смешаны описания разных миров и локаций, пейзажей, персонажей, битв, магических ритуалов, а также чувства, мысли, диалоги героев и многое другое.

Есть в романе и уникальный элемент: это не просто роман в стихах, это роман в сонетах. Что должно было бы задавать определенную сложность для автора, но остается ощущение, что Ярополк жонглирует словами легко и умело, одним движением сплетая сонеты в яркое полотно общего повествования. Не знаю, насколько это ощущение легкости соответствует действительно, но уже то, что оно есть, многое говорит об авторе.

В книге выписан целый мир. И даже не один. И выписан он тщательно. Здесь есть выражения на демонском языке, есть разные существа, населяющие мрачный мир, куда попал герой: рэргхэрэ — племя разумных львов, наделенных даром речи; талки — полудемоническое существо, оборотень; Вурахарнил — эндемик, гигантская улитка, очень ядовитая и т.д.. Более того, у демонов, оказывается, есть своя социальная структура, свое профессиональное разделение, например, в тексте упоминаются ашинарэ (демонск.)

— демоны, отвечающие за те или иные территории в каком-либо мире.

Герои, представшие поначалу перед нами людьми без имени, без прошлого, со временем обретают и первое, и второе, раскрывая происходящее с другой стороны, давая ответы на вопросы: «А что происходит и кому и зачем это надо?»

Я не знаток поэзии, и часто характеризую текст очень просто: «Красиво!» Это «красиво» складывает из таких штук, которые называются «средства художественной выразительности»: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, и, наверно, другие, которые мне увидеть сложнее. Более того, сами слова, подобранные виртуозно, дают тексту особую палитру красок и звуков. И в «Сказке» все это есть, посмотрите, какие замечательные строки:

Реальность безнадежностью оплыла


Я с грацией запойного пьянчуги

(Здесь я улыбнулась.)


...туман пурпурный
То колыхался пологом ажурным,
То, вспыхнув, разлетался лоскутами.


Кровь дождила


А пламя пело, рдело, вожделело


пламенеющий рай


огневые объятия


Надломленность страданьем


Петли гневный гимн проскрежетали


В брюхе ночи


У входа тополь нацепил на ветки 

Ночное небо.

Автор «Сказки колдовского сна» играет со словами и иным образом: во-первых, имея огромный лексический запас, он порой употребляет слова, неизвестные большинству (карильон, модильоны, ферула, кусок аргала, камланье, хабанера, паллиатив и т.д.), во-вторых, он использует устаревшие, разговорные или трансформированные слова, понятные всем, но добавляющие особый оттенок тексту (услада, угода, невзгодье, прокуда и т.д.). Но если поначалу покажется, что перед вами что-то совсем несовременное, смею уверить, что это не так, и возвышенное, мифическое начало произведения выливается в итоге в историю совершенно современно-фэнтезийную.

Что ж, стоит просто приготовить ужин,
Поесть, уснуть и утром к жизни новой
Идти, забыв бэкграунд свой хреновый.

Стилизована речь подозрительного гнома, с которым герой сталкивается в подземелье. Хорошо передана психология Льёкки, которая очнулась непонятно где, с кем, ее агрессивное поведение вполне понятно.
Герои вообще получаются интересными, хоть и кажется поначалу, что история будет возвышенной и однозначной — нет. Кеннет, главный герой, претерпевает огромные страдания, чтобы найти свою возлюбленную, однако неудачный итог выводит его из равновесия, и мне, если честно, уже не совсем понятно, по какому пути он пойдет и кем станет: злом или добром? Его возлюбленная уже изменилась, перед нами она предстает совсем не такой, какой описывал ее ГГ, и опять же непонятно, что с ней будет дальше. Появился и новый персонаж, привлекающий внимание — Фэрна. Изначально она кажется злом, однако раскрывается совсем с неожиданной стороны и как-то незаметно завоевывает симпатию читателя (по крайней мере, мою). Концовка же первого тома вообще заставляет задуматься, а не будет ли это фэнтези тем самым, тёмным? Интриги, коварство, ложь — кажется, нам намекают, что здесь без этого не обойдется. Да и как иначе, если герои попали в мир демонов?
Есть в книге и отсылки к вечным сказочным мотивам: героям надо идти через Бесконечный лес, где-то там есть Вековечный дуб, от него их путь лежит к Черным кручам, где бьет волшебный ключ. В общем, целый квест!

И еще немного цитат:
Красивое и эмоциональное:

А я, борясь с секундами немыми,
Хотел сквозь стон твое промолвить имя.

Перерождение героя:

В мозгу взорвалось грозное: Воскресни!
Поток тягучий — огненно-кровавый —
Со всех сторон меня обтек умело,
Взбурлил, нахлынул и впитался в тело.

Как герой зовет любимую из забытья:

Зеленый огонек во тьме маячил
И голосочком тонким и высоким,
Готовым изломаться в горьком плаче,
Твердил он: Льёкки, Льёкки, Льёкки .
А нечто было очень одиноким,
Потерянно везде себя искало,
Но на него неверное лекало
Накладывала с рвением жестоким
Густая мгла, а время утекало,
И нечто кто-то злой себе присвоил
С манерою голодного шакала...
Зовущий голос рвение удвоил,
И нечто, побужденное мольбою,
Сквозь темноту на клич пробилось с боем.

Как видите, дозвался. Хорошо ли им от этого — это уже другой вопрос...

Помимо всего вышеперечисленного, есть в тексте и строки, на которые хочется обратить особое внимание, ведь они цепляют за живое, заставляют что-то вспомнить, о чем-то задуматься:

Путь милосердья оказался длинен


Мне вовсе не хотелось быть героем
И отбиваться ото всякой швали


Дурной конец пришел дурной любови.


— Меня не покидает ощущенье,
Что все вы, люди, страшные расисты.
Кто не из вас всегда дурной, нечистый,

Итог: мне нравятся стихи Ярополка, нравятся необычные рифмы, яркие метафоры, красивые фразы, идеальный ритм стиха. «Сказка колдовского сна» мне показала и другую сторону автора: я увидела способность писать по-разному и о совершенно разных вещах, от возвышенных чаяний героя до интимных сцен, от боевок до переживаний. За лексической красотой спрятался интересный сюжет, персонажи, за историей преображения которых действительно хочется проследить. Чем закончится это приключение, кто выйдет в герои, а кто в злодеи, какой еще жанровый кульбит сделает повествование — это только предстоит узнать. Но надеюсь, поэт не бросит своих героев на половине пути.
Желаю автору вдохновения и удачи!

Comments16

We Use Cookies