Лана Степанка
09 June 2023 in 16:34  
О Скрабее, значит

Как-то я не шибко умею петь дифирамбы собственному творчеству (а зря, наверное). Но всё же от скромности я точно не помру, поэтому решила перетащить сюда с АТ рецензию Риша на мой "Знак Скарабея". Насколько знаю, сам он сюда пока не перебрался, но я всё же не теряю надежды. Потому что хороших людей слишком много не бывает)))

А рецензия - вот она 

"

По одной из местных традиций, в начале рецензии критику следует рассказать о себе-любимом, своих книжных предпочтениях, а главное, обо всём, что он в современной литературе ненавидит: чем подробнее будет перечень последнего, тем более тонким ценителем почитает себя критик, а к тому же, сия прелюдия либо отлично предварит дальнейший ушат грязи, вылитый на подопытную книжку, либо послужит приятным контрастом и сюжетным вотэтоповоротом, когда прозвучит заветное: «но наш случай – на удивление – не таков!»

      Ну так наш случай – не таков, ибо мне нравится читать лишь те книги, которые нравятся, вызывают с первых строк и до последних интерес, а по прочтении оставляют приятное послевкусие, желание о книге рассказать знакомым, чтобы те тоже получили столь необходимый в наше время заряд положительных эмоций… а ещё – вопросы. Например: а как же всё-таки удалось выжить Осирису? Какими боевыми средствами располагал Арсэт, даже в одиночку успешно противостоя Апопу, – и без вмешательства прочих богов кто бы победил?

      И была ли победа окончательна, или мы видели лишь один из раундов бесконечной игры?

      И неужто все боги, даже подозрительный в силу специализации Монту, вот так просто взяли и поверили Арсэту? А Осирис – рассчитывал ли он именно на такой ход дуэли сыновей, или рискнул, положившись на братские чувства или благоразумие Гора?

      Но для меня самым непонятным и интригующим оказался поворот с Шу: что толкнуло его на такой поступок и каким образом он сумел сбежать?

      Надеюсь, я не выдал слишком много спойлеров, но по моему убеждению, если человек книгу не читал, то подобные моменты в рецензии мигом позабудет)

      И вопросы мои – это важно – не из серии «пачиму афтар нисказал», а касаются именно послевкусия, оставшегося от книги, которая кажется всё-таки не единственной, а первой.

      Но здесь тот случай, что если других книг и не появится, то эта – вполне самостоятельна, поставленный в начале конфликт решён, хотите изменения и роста героев – оно тут есть, а сами герои, учитывая их количество в древнеегипетском пантеоне, достаточно раскрыты, чтобы их не путать и выбрать любимчиков. Полагаю, я не единственный читатель, которому наиболее ярким кажется Сет, но вообще мне понравились и другие – я бы не отказался увидеть побольше Гора, очень располагающий персонаж, которого можно раскрывать ещё долго, у него чувствуется потенциал.

      Говоря о потенциале, он есть у всех героев, которым уделено сюжетное время. Яркими мазками выписаны все, даже мелькнувшие ненадолго Тави, Бес и Маат и вовсе эпизодичный Шу. Но стиль книги – если брать аналогии из изобразительного искусства – это не портрет, а скорее мозаика или панорама: на этой картине изображено множество мест и людей, все они в движении и связаны между собою, и объёмность повествования создаётся не за счёт глубокого погружения в одного-двух центральных героев, а за счёт обозначения места каждого на игровой доске.

      И – за счёт их правдоподобия в бытовом смысле этого слова: хотя события происходят не в нашем мире, а очевидно, в одном из параллельных или попросту на другой планете, но время действия – явно наше, и большинство персонажей соответствуют типажам нашей современной реальности. Глава корпорации, «яйцеголовые» учёные, суровый начальник службы безопасности, гениальный изобретатель и легкомысленная юная бунтарка против «офисного стиля», разобиженный интриган, добродушная хозяйка ресторана… Они воспроизводят менталитет, близкий нам, и говорят с читателем на одном языке – кроме двоих. И об этом, видимо, стоит сказать поподробнее.

      Книга начинается как нечто среднее между детективом и романом-интригой – практически бытовая (с учётом фантастического антуража) история о могущественной корпорации и неизменно связанных с такими учреждениями конфликтах интересов. Но хотя стереотип «жадный бессердечный миллионер против отважного героя» тут сразу напрашивается, но почти сразу и разрушается, и это очень радует – что может быть интереснее обманутых ожиданий!

      Хотя отважный герой присутствует, прочно удерживая внимание читателя – не только харизмой сюжетного джокера, явно знающего больше всех, но и тем, что его цели и выбор стороны до конца непонятны. Таинственный Арсэт постоянно заставляет читателя сомневаться – тем более, что другие герои то и дело выходят из своих ролей, так отчего бы и ему не поступить так же?

      Отчасти привлекательность этой книги обусловлена именно загадками, неизвестностью: даже при том, что истинная суть персонажей угадывается почти сразу, да в общем, она и не особо скрывается, выглядывая из имён – Горан, Тотхэм, Нуби, Арсэт – но при этом, как я отметил сразу, новые вопросы у читателя возникают и по мере появления ответов, и даже после эпилога. Название книги прямо отсылает нас в Древний Египет с его причудливой мифологией, но общий «научный» антураж книги заставляет спросить: а в самом деле, кто же они – боги Египта? Или – что они? Различные научные эксперименты, к которым сводится почти всё мистическое в этой книге, намекает на то, что и сами экспериментаторы могут оказаться плодами чьих-то научных изысканий… а может, и нет, и это ещё интереснее.

      Хотя аналогия тут неявная, но думаю, не только мне вспоминается «Князь Света» Роджера Желязны – сходство прослеживается. Мистика и наука, тесно сплетённые воедино; люди, усиливающие свои способности технологическими Атрибутами, и сущности иного порядка – разумные сгустки энергий или по другой терминологии, демоны… Здесь у нас демонов нет, однако есть боги; их особые способности кажутся природными, а не подаренными технологией – но быть может, это лишь кажется?

      Другой особенностью этой книги является атмосфера. Не то чтобы её можно было назвать доброй и ламповой – полагаю, такие эпитеты многих читавших удивили бы, тут льётся настоящая кровь и убийств происходит немало (иные по-настоящему задевают, взять хоть юного «сторожевого пса», как здесь зовутся полицейские, с выколотыми глазами). И всё-таки почти все герои – хорошие люди. Точнее, хорошие боги. Точнее, богами-то они были отнюдь не лапочки, но за многие годы своего вынужденного «очеловечивания» – они и впрямь обрастают теми чертами, которые принято описывать общим термином «человечность». Они смягчаются, уходят от примитивных бурных страстей вроде власти и мести – Сет Разрушитель играет скорее созидающую роль и явно получает от этого удовольствие, яростный бог войны замечает, что ему небезразличны жизни людей, а «ходящая сама по себе» кошка Бастет привыкает думать и о благе окружающих… а Гор – он от начала и до конца является не столько «человеком у власти», сколько заложником этой власти, едва ли не её пленником, скованным чувством долга, непреодолимыми обязательствами. Моя симпатия как читателя с начала и до конца была на его стороне – и в итоге мне его не хватило.

      Но в самом конце вообще не хватило некоторых подробностей, которых я ждал. Примирение с Сетом вряд ли прошло так гладко, хотя давние недруги и выступили единым фронтом против общего врага; но как показывает опыт – для установления прочного доверия этого мало. Вся структура книги вместе с известной нам мифологической основой очень чётко вела к финальной встрече Гора и Арсэта, к какому-то нравственному аналогу поединка между ними – вроде того, что состоялся у Гора с Анубисом. Он, кстати, тоже показался мне чуток недотянутым – на самом интересном месте, где Гор отлично показывает себя, просится какой-то выпавший миг с реакцией Анубиса. У меня вообще создалось чувство, что пара абзацев из финальной главы выпала при редактуре) Хотя как бывалый читатель с воображением, который, в общем, видел подобные сцены не раз, я могу достроить эти сцены сам, и смысл их понятен – но читаем-то мы не только ради понимания. Мне просто-напросто приятно было бы понаблюдать за тем, как трое людей – ну ладно, богов – которые непримиримо враждовали и века назад, и на страницах книги, логично ни на миг не доверяя друг другу, – от этой стадии перешли к союзу. И крепок ли оказался союз…

      Но хотя миг читательского нытья я озвучил, тем не менее, основное моё впечатление от этой книги описывается словом – увлекательно! По мере чтения я не раз говорил знакомым, что читаю увлекательную книжку, получая от процесса сплошное удовольствие, – и так оно и есть. Я давний читатель и можно сказать, фанат книг Светланы Степаненко, все произведения этого автора мне доставили немало приятных моментов – и все они являются удачным синтезом такого явления, как развлекательная литература, с литературой умной, гуманистической и ненавязчиво формулирующей актуальные и очень важные вопросы. Они могут показаться тривиальными, но при этом их важность для каждого из нас и человечества в целом никто не отменял: свобода и ответственность; индивидуализм и связь, налагаемая узами любви; простор научных изысканий и последствия игр интеллекта; власть и все нюансы, которые к ней прилагаются.

      Если вспомнить другие книги этого автора, то пожалуй, центральной темой выделяется – ответственность. Она затрагивается и в «Скарабее», причём в разных формах: ответственность правителя перед подданными, человека осведомлённого – перед теми, кто фактами не располагает; сильного перед слабыми… и классическая ответственность перед теми, кого приручил, – в паре Арсэта и Надин. Причём у меня сложилось впечатление, что вопрос, кто из двоих кого приручил, тоже остаётся открытым.

      Древний грозный бог и юная девушка-волчица… Хотя рецензию уже стоило бы завершить, но раньше я упоминал, что из общего списка героев, воспринимаемых как часть описываемого мира, вросших в него корнями, выбиваются двое – это именно Надин, дитя совсем другой, более дикой и чуждой нам культуры оборотней, и вырвавший её оттуда спаситель-похититель Арсэт. Они отчасти «попаданцы» здесь – и благодаря им мы видим мир как бы с двух диаметрально противоположных ракурсов: фигурально говоря, с неба и земли одновременно. Взгляд Надин – отчасти наивен, отчасти по-звериному практичнее прочих; она хищница, но юная, и это очень по ней заметно. Арсэт – его опыт насчитывает столетия, однако он таскает за собой молодую волчицу… как люди заводят собак? Это напрашивается, но если такой и была мотивация Арсэта в самом начале, то сейчас всё иначе. И наличие Надин возле древнего бога может отчасти объяснить его преображение из Разрушителя в того хитроумного, искушённого, но далёкого от разрушений человека, каким мы его видим. В какой момент Сет преображается в Арсэта, нам не рассказывают, но очень возможно, что «приручённая» юная волчица сыграла немалую роль в этом преображении.

      В итоге – как всегда, понимаю, что многое не сказано, но (снова как всегда) дальнейший анализ означал бы спойлеры. А когда речь о книге с сюрпризами, то спойлеры смертельны. Резюмируя, могу сказать, что у книги этой единственный серьёзный недостаток: её в самом деле слишком мало. Она, бесспорно, требует продолжения, но если бы вдруг автору захотелось вписать пару-другую (или пять-шесть) глав в эту, то лично я бы только порадовался такому изменению)

      Но и в том виде, как сейчас, книга отлично читается, логически выверена и завершена, герои колоритны, вызывают доверие и симпатию – а ещё заставляют освежить в памяти мифологию Древнего Египта, что тоже можно вписать в ряд достоинств.

      А если вам нравятся динамичные истории без особо многословных погружений во внутренние миры героев, то это тем более для вас. Ну и разумеется, для всех, кому нравятся книги Желязны)

      Короче, лучше всего отражает моё впечатление последний из текущих комментариев к «Скарабею»:

      «Ох, это было хорошо! Отличная книга!»

      – и я с этим полностью согласен. С двумя восклицательными знаками, и не меньше!"

Comments4

We Use Cookies