Ян Ворожцов
11 June 2023 in 13:41  
Рецензия на роман «Купидон на вишне»

Итак, «Купидон на Вишне» дочитан. Не знаю, рецензия это или нет, наверное, надо было пихнуть в отзывы... никогда не ставлю оценок произведениям и прочее, а просто рассказываю свои видения и чувства — и надо сказать, что после прочтения есть, о чем рассказать.

Но следует сперва вкратце изложить, о чем произведение — не ударяясь в подробности, чтобы ничего не напутать, скажу просто, Король-Солнце Людовик намеревается устроить грандиозный бал-балет к святочному дню, привлекая попутно наилучших мастеров и гениев постановочного и дирижерского, и всяческого созидательного дела. 

Перечислять всех участников романа не возьмусь, но подозреваю, что все упомянутые персонажи — это реально существовавшие лица (по ходу текста узнавал о некоторых и о каждом нашел отдельные статьи, исторические справки и т.п.), хотя, безусловно, не все, что описано в книге, могло быть таковым в реальности, но это уже не столь важно.

В идеале читать эту книгу было бы подлинным удовольствием тому, кто пропитан атмосферой Парижа и тех времен, кто воочию видел Лувр, дворцы, сады или хотя бы по фотографиям — и кто знаком с композиторами, военными, герцогами, принцами разных мастей, которые свиваются в чудном хороводе, переходя со страницы на страницу (ну или листаясь вниз в сайтопаде украшенной словесности) и увлекая читателя дальше по сюжету, весьма толково выписанному как реальное событие, что наверняка было сложно, за что автору отдельный плюс.

В любом случае, мне, как малознакомому с данным периодом истории и в целом с Францией (да и в целом с историей как таковой), было удобно читать — я нигде не запутывался, не путал местами персонажей, разве что слегка на первых одной-двух главах, но это обычное дело. А каждая глава напоминала хорошо срежиссированную заставку из серии игр Assasins Creed.

Авторский слог, безусловно, первое, что бросилось в глаза — выверенный, точный, как наука, переходит с одного на другое плавно, диалоги, описания, все грамотно и на своих местах. И, учитывая, что я заглядывал в будущие книги, в этом отношении ничего не поменялось — то есть всем, кто возьмется читать цикл, можно уповать на стабильность авторского стиля ну и наверняка на большую осведомленность в историзме, так что вполне можно было бы даже включать в школьную программу по истории Франции.

Вообще же хочется добавить еще одно, хотя не сказал бы, что это относится прямо к книге, а скорее к впечатлениям, которые книга создает — наверное, это тоже в своем роде важно, но субъективно, у каждого они будут свои, но «Купидон на Вишне», пока я читал его, поставил у меня перед глазами совершенно противоположные картины, впечатления и размышления, нежели те, которые закладывал в историю сам автор. Но это не говорит ни о книге, ни об авторе — в смысле, не говорит о них плохо и не относится к «критической части», скорее даже наоборот. Все же ценность литературы определяется тем, что она пробуждает в человеке… пожалуй, наверное. А может и нет…

В любом случае, пропуская «Купидона» через свое восприятия, глядя на приготовления короля, на романтические привязанности, только-только зреющие в молодых сердцах, на запал творцов, на вдохновенные порывы, на любовную мелочность садовника, на скорбь вдовы среди лоска и музыки, на все-все-все, что переплелось в цветистом круговороте событий, я то и дело видел перед глазами нищих парижан, бедность, болезни, смерть, ужасы и страдания, похороны в грязи и все-все прочие прелести обыденного мира, который остается за кадром, словно в четвертом измерении и прорывается в прекрасную королевскую сферу только лишь раз в сцене со злополучным грабителем. И пока я наблюдал за королем, за его заботливой постановкой, за его желанием воплотить свой замысел наилучшим образом и дать развитие тем немногим талантам, отметившимся в истории, я в то же время ощущал, что все приготовления — это эдакая постановка жизни, безусловно звучащая талантливо, сыплющая искрами музыкальности и поэтики, и высоких материй, которые отразятся в будущих поколениях, и для кого-то являющаяся реальным миром с реальными величинами; но у меня перед глазами стояли другие картины — замерзающих на морозе нищих, голодающих женщин с мертвыми детьми на руках, тех же горе-грабителей, упадочного населения и безумия никому не нужной борьбы… и ведь все это, как и музыка гения, найдет свое отражение в будущем. Но простой народ не услышит музыки, он будет только страдать. Впрочем, так уж оно у людей, историю не переделаешь, и автору спасибо, что не переделывает!

Comments3

We Use Cookies