Инна Чеп
14 June 2023 in 05:56  
Отзыв на повесть «Заложница рассвета»

"Заложница рассвета" — это продолжение истории Сэм и Нёлди — второстепенных героев цикла "Глейп-ниэр".  Наверно, произведение можно читать и отдельно, но всё-таки лучше ознакомиться хотя бы с его предысторией — рассказом "Королева автострады". Суть проблемы и завязка "Заложницы рассвета" заключаются в том, что Сэм — человек, а значит, в мире фейри она жить не сможет и в положенный час обратится в камень; Нёлди же — фейри, и он в свою очередь не может существовать в мире людей. Ну и куда податься такой парочке? Попробовать попросить помощи у короля Маг Мэлла? Как будто у него дел мало! Мне понравилось повторение сцены, когда Нёл приходит к Киэнну. Первый раз Киэнн пропустил просьбу фейри мимо ушей, не придав внимания его проблеме; когда Нёл приходит во второй раз, это проблема уже разрослась до масштабов "жизнь-смерть". В общем, зря вы, дорогой король, так небрежно отмахиваетесь от проблем подчинённых. Ой, как это может аукнуться!

Центральные герои настроены решительно, вот только во мнениях не сходятся. Вариант, который хочет попробовать Сэм, вызывает категорическое "нет" Нёлди. Причины того, что  произошло дальше, кроются в характерах персонажей и их прошлом. Здесь я хочу отметить, что Киэнна и Нёлди я знаю по первому тому "Глейп-ниэр", а вот Сэм пока встречала только в рассказах. Однако сразу видно, что это девушка решительная, неглупая (она ведь сразу заметила, что фейри ей что-то недоговаривает), самостоятельная. Часто сильные стороны человека являются одновременно и его слабыми местами, Сэм — не исключение.  Решив разузнать поподробнее о запретной теме, она самостоятельно отправляется в путешествие по Маг Мэллу, и, конечно, попадает в беду. В очень большую беду, когда на кон поставлена жизнь двух человек. Нёл — персонаж, более странный, чем Сэм, но все равно понятный читателю (хотя бы частично). Его преследует прошлое, в котором он успел много кому навредить, но и сам он — сплошная рана. Аллегорически он мне представляется человеком, который весь в рубцах, только рубцы эти душевные, а не телесные. Как будто его ломали, потом кое-как срасталось, а потом опять ломали. И опять срасталось. И опять... Не знаю, насколько верно это представление, но оно сложилось именно таким. Нёл, естественно, закрыт, он ничего Сэм не объясняет, просто говорит, мол, это не вариант и точка. Конечно, это приводит к совершенно обратному: девушка идёт искать информацию о том, о чем он ей думать запретил.   Вообще-то, герои недоговаривают друг другу не со зла, а в силу характера и, наверно, непонимания, как вести себя в подобных ситуациях. Нёл, как мне кажется, неловок в таких отношениях и может сильно косячить просто от неопытности, непонимания, искаженного представления о многих вещах, касающихся взаимоотношений людей, особенно близких. С одной стороны, на его поведение накладывают отпечаток психологические и социальные особенности фейри — они одиночки, индивидуалисты и пр., с другой —  личная трагедия Нёл и аспекты его прошлого, и того, когда он причинял вред, и того, когда вред причиняли ему. Отношения у главных героев рассказа получаются странные, угловатые, неопределенные, но при этом с нотками зависимости. Странное сочетание, но для таких персонажей и с их историей — весьма логичное, наверное.

В рассказе нет простого развития сюжета, он интригует с  самого начала и обманывает ожидания по ходу действия. Автор порой заворачивает сюжет совсем в неожиданную сторону. Например, когда заговорили об оборотнях, я ждала, что история будет развиваться в этом направлении, а нет, все вырулило совсем в иную плоскость. Появляется дева, готовая стать подменышем, и читатель думает, что вот оно, избавление, сейчас будет ритуал, а все опять идёт в другую сторону. Лично мне это понравилось: когда ожидания обманываются, читать втройне интереснее. Одно мое предположение, правда, сбылось (хотя я не очень-то была в нем уверена, ведь я знаю, автор может повернуть, куда угодно), и я этим довольна. В мире фейри, где уже были нарушены правила, где овеянное тайнами и ложью прошлое вдруг ожило и стало частью настоящего, такое вполне может произойти, это не выглядит нелогичным.

Хорошо, кстати, показан мир фейри глазами Сэм — она все время сравнивает увиденное с фильмами и сказками, что очень логично. Сэм становится более живой, ее реакция на волшебный мир естественна, при этом и читатель получает какие-то близкие ему ориентиры, как выглядит в глазах современника то или иное место мира фейри.

В рассказе есть место отчаянию, чуду, глупости, ответственности, расплате за необдуманные поступки (и по этому пути, мне кажется, прошли все трое — и Сэм, и Нёлди, и Киэнн, каждый совершил свою ошибку), и это не оставляет читателя равнодушным. Хочется верить, что с теми героями, которые в итоге встретили рассвет, читатель ещё непременно встретится на страницах цикла, а совсем не сказочно-добрый а очень даже эгоистичный Маг Мэлл все-таки найдет для них в своих закромах толику чудес.

Спасибо автору за интересную историю и вдохновения!

Comments8

We Use Cookies