Марика Вайд
08 July 2023 in 17:49  
Демон, дьявол, бессмертный, бог – основы сянься

В процессе написания сянься: «Дьявольский цинь» и «Демоны Кушань», то и дело соприкасаюсь с мифологией Поднебесной. 

Сегодня были очередные поиски в интернете по тегу «демоны Китая». Нашла одну научную статью из «Вестника Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН» от 2009 года. Статья рассматривает и монгольский фольклор, поэтому меня она не особо устроила. 

В китайском фэнтези, на которое я больше ориентируюсь по понятным причинам, всё немножечко по другому. Там не просто фольклор, там ещё и даосизм, буддизм, боевые искусства, традиционная медицина. Сплав всего этого представляет основу для их сянься и уся — особую мифологию.

Как это всё выглядит? 

Есть высший разум, духи и бесы. 

Все духи делятся на: 

  • Природных духов, рожденных силами стихий. Они могут быть частью живой или неживой природы. По своим свойствам такие бестелесные духи близки к божеству: не рождаются, не болеют и не умирают. Невидимы и разумны, предсказывают будущее, легко перемещаются на огромные расстояния, вызывают у людей видения.
  • Бесов — злобных духов. Иногда напрямую говорят о дьяволе — абсолютном зле и воплощении всех пороков, бед, горя из мира смертных.

Мир небожителей

Над землей возвышается 36 небес. Это нечто наподобие рая. Здесь обитают бессмертные (небожители) и божества, подчиненные высшему разуму. Боги своеобразные правители мира, но стать богом может любой из бессмертных. 

Что касается бессмертных. Они делятся:

  • На земных бессмертных или даосов, стремящихся через духовные практики достичь бессмертия.
  • На истинных или небесных бессмертных, избавившихся от обычного физического тела и живущих на 36 небесах.

У небесных бессмертных и богов принято ходить в мир смертных на земное испытание. Успешное его прохождение в земном теле (перенесение всех бедствий, не отступая от праведного пути: рождения, любви, предательства, болезни, смерти) приводит к вознесению — повышению статуса в мире бессмертных и богов. 

Бессмертные становятся богами либо получают должность при дворе небесного (нефритового) императора. А боги окончательно возносятся к высшему разуму. 

Типичный Бог войны и Нефритовый император, иерархия налицо, как говорится. «Три жизни, три мира: Любовь и судьба»:


Иногда упоминается высшая сфера Саньдин, где обитает Три Чистых божества. Вот туда и уходят боги из 36 небес. Это мир чистой энергии, где нет тел и подобных человеческим страстей/желаний .

У рядовых богов и бессмертных тела есть, но просветленные: они могут по своему желанию переноситься хоть на край света и при этом не пить, не есть, и не спать; однако им свойственны человеческие страсти и пороки — над собой всё ещё нужно работать, самосовершенствоваться (через медитацию и очищение ци в том числе).

К слову, двор Нефритового императора — та ещё бюрократия. И подсидеть могут, и позавидовать, и подставить. Потому что небожители больше остальных существ подвержены гордости, тщеславию и жажде власти/величия. По аналогии с библейским Денницей, они могут пасть и обратиться в демонов.

Мир демонов

Совершенствование духа также может осуществляться неправедным путем: через поглощение чужой энергии, например. Или через темные магические практики. Таких даосов зовут демонами или последователями демонического пути. 

Собственно, демоны бывают тоже разными:

  • Ещё находящимися в физическом теле, как и сами даосы из смертных. У даосов слово «демон» звучит, как ругань, аналогичная в христианстве слову «дьявол» или «бес», «чёрт».
  • И достигшими бессмертия, опять же, как просветленные даосы.

Демоны и даосы сбиваются в стаи… образуют кланы или секты в мире смертных (клан, когда в организации состоят люди из одного рода, семьи; секта, когда на обучение приходят ещё и посторонние). 

То есть, секта/клан могут быть темными или светлыми в соответствии с используемыми практиками самосовершенствования.

Достигшие бессмертия демоны попадают не на 36 небес, а в мир духов. Где у них свое царство и своя структура, включающая кланы с разными владыками, подчиненными единому правителю – Повелителю демонов.

Типичный Повелитель демонов.«Разлука Орхидеи и Повелителя демонов»:


Демон может деградировать до беса (дьявола), превращаясь в одержимое зло.

Такое строение мира соответствует естественному порядку — Дао, где всегда есть Свет и Тьма. Два начала постоянно борются друг с другом, обеспечивая равновесие. То есть, как боги/небожители, так и демоны/духи нужны и важны для жизни целой вселенной. 

К слову, высший разум предпочитает лишний раз не вмешиваться в дела трех миров: небесного, демонического и смертного. Оставляя им самим право решать свои судьбы и выбирать путь добра или зла.

Нечисть

Ещё есть интересная категория — нечисть. Кто это? А это существа из мира духов, включая злых духов (бесов): оборотни, ходячие мертвецы и всё остальное, что пугает смертных или вредит им.

Кстати, иногда в дорамах рвут этот шаблон, как в «Песне Луны», где водные яо (оборотни) были по сути светлыми существами. Особенно их князь, Хэ На, выглядел достойнейшим и благороднейшим существом.

Белый яо, князь Хэ На, как представитель порядочной нечисти:


Здесь плавно переходим к главной философии китайского сянься/уся: абсолютного добра и зла нет

Добро может быть поражено пороком, а зло просветлено добром. В китайском сянься всегда правит бал серый цвет и серая мораль, нет чётко выраженного белого и черного. За что я горячо и люблю такие истории в кино.  А когда пишешь сянься, всегда есть, где разгуляться со стеклом (то бишь, драмой на основе мировоззренческого недопонимания между персонажами).   

Comments4

We Use Cookies