Суржиков Роман
15 August 2023 in 14:32  
Второй блок моих планов: не-фэнтезийные проекты.

Здесь поболее можно обсудить.

Проект Н1: ЗРАДА
Военные события по очевидным причинам не оставляют меня равнодушным. Хочется отразить в тексте свои впечатления и мысли о войне, но при этом не уходить в сухую документальщину, а построить яркий художественный сюжет на историческом фоне. Поэтому «Зрада» будет детективом. Отца главной героини СБУ обвиняет в измене родине и бросает за решетку. Он настаивает на своей невиновности. Главная героиня возвращается из эмиграции в Украину для того, чтобы оправдать отца. Встретиться с ним не удается, однако девушке передают карту памяти из отцовского телефона. Все, что там есть, - набор фотографий из разных точек и периодов войны. Героине предстоит пройти по следу из «хлебных крошек», собрать цепь событий из отрывочных кадров и раскрыть преступление. А заодно – понять, какою на самом деле была русско-украинская война.

Проект Н2: НЕВЕЗУЧАЯ КРЫСА
А это – чистой воды сай-фай. Представим себе пост-информационное общество. Информационная эра как смогла изуродовала человечество. Реальный, объективный мир перестал иметь значение. Забыты такие унылые понятия, как «правда», «факт», «мировоззрение», «убеждение», «вера». Собственно, мышление как процесс тоже устарело: в нем нет нужды, поскольку любую мысль можно скачать из сети. Люди живут согласно трендам в интернете, берут оттуда веру, убеждения, мировоззрения и т.д. (меняя их каждый день, согласно моде).
Существует множество разумных видов: традиционные люди, люди в телах киборгов, люди в облаке, животные с мозговыми имплантами, животные в облаке, ИИ в облаке, ИИ в теле киборга и т.д. Все ко всем, естественно, супер-толерантны, у всех есть множество прав, защищенных законом. Потому понятие «человек» как таковое стало архаикой. Теперь паспорт человека получает любой, кто способен пройти тест на гуманистичное мышление. Иными словами: кто сможет доказать психологу, что мыслит как человек, - тот и считается человеком.
Главному герою, однако, не повезло. Он – генно модифицированная крыса с ай-кью под 180, холерик, чайлдфри, асексуал. Казалось бы, никаких причин, чтобы такой развитой крысе отказали в человеческом гражданстве – но это случилось. Находиться на Земле (переполненной котиками) бесправному крысу попросту опасно. Он находит себе работу на удаленной колонии, где пытается все-таки «стать человеком», а для этого – разобраться в устройстве безумного мира. Крыс становится первым ученым-исследователем в мире, где объективное знание уже несколько веков как перестало кого-либо интересовать.

Проект Н3: МАСТЕРСКАЯ
Не слишком одобряю сюжеты в духе «писатель пишет о писателях», но один раз позволю себе попробовать и это. Действие происходит в реальном современном мире. Существует Мастерская - цех по производству бестселлеров. Обычно писатели работают в одиночку, максимум – по двое. Но в Мастерской трудится целая команда: архитектор персонажей, проектировщик сюжета, мастер диалогов, специалист по боевкам и т.д. У каждого своя сфера, в которой он – талант. Главная героиня – амбициозная и одаренная девушка – едва ли не чудом попадает в этот звездный коллектив, чтобы проложить свой путь к вершинам.
Здесь не будет ни войн, ни мистики, ни магии; будет остросюжетная часть, но совсем крохотная. Главная соль этого сюжета – исследование процесса творчества. Я хочу показать, как жизнь и творчество влияют друг на друга, чего стоит создать шедевр, чем приходится жертвовать, чему учиться, под каким углом смотреть на мир. Если вы любите фильм «Восемь с половиной» Феллини, то поймете мою задумку: «Мастерская» - это тоже искусство об искусстве, только не в кинематографе, а в литературе.

Проект Н4: АРХИТЕКТУРА РОМАНА
Как написать роман? Примерно так же, как построить собор.
Аналогия прослеживается как в ключевых элементах, так и в мелких деталях. Буквально во всем – от несущих колонн и арочных сводов до горгулий и мозаичных окон – роман подобен собору.
Что мы видим, когда окидываем собор первым взглядом? «Вот это да!» – только и думаем мы. Дух захватывает от громадности строения, от величия масштаба, от множества шпилей, башенок, скульптур, окошек. За внешним великолепием совершенно теряется ясность. Трудно даже понять, как устроено это чудо, какова его форма, где входы и выходы. Сложно отличить несущие конструкции от декоративных, основу – от внешних прикрас. То же самое происходит и с хорошей книгой: чтение захватывает, мы даже не понимаем причину интереса, не задумываемся о частях сюжета и устройстве текста, просто ныряем с головой.
Однако книга – в точности как собор – имеет фундамент и несущие конструкции, стены и кровлю, интерьер и декоративные элементы. Она строится по правилам архитектуры, весьма важным, хотя и скрытым от глаза. Суть проекта Н4 – написать книгу с разбором этих правил.


Проект Н5: ПРОДОЛЖЕНИЕ ФЕРЗЯ
До недавнего времени я рассматривал вариант написать еще один детектив в продолжение книги «Ферзь – одинокая фигура». Для тех, кто не читал: это психологический детектив-триллер в антураже современного Киева. Там существуют так называемые пси-тэ – мастера прикладной психологии, способные видеть людей буквально насквозь. Паре пси-тэ доводится расследовать чрезвычайно сложное дело: череду убийств, замаскированных под суицид.
Книга была задумана в 2004 году, а написана в 2011. Я был молод и не особо опытен ни в психологии, ни в литературе. Потому вышло далеко от шедевра, однако сама задумка меня радует по сей день. Потому время от времени посещала меня идея: сделать продолжение «Ферзя» - со всем нынешним опытом и зрелым цинизмом.
Но война нарушила этот план. Ведь сценой-то является современный Киев, то есть, грозных реальных событий никак не обойти вниманием. Но задуманный сюжет очень плохо накладывается на военное время: говоря грубо, выйдет смесь «Молчания ягнят» и «Рядового Раяна». Не гармонично, к сожалению.

Comments6

We Use Cookies